Беседы Краснова Ю.Э. с Олешкевичем В.И.

На данной странице публикуются краткие резюме бесед Краснова Ю.Э. с российским ученым, методологом психологии, психотерапевтом Олешкевичем В.И. про жизнь, состояние и будущее психологии, педагогики и в целом гуманитарных наук, наук о человеке и обществе.

Беседы Краснова Ю.Э. с российским ученым, методологом психологии, психотерапевтом, кандидатом философских наук Олешкевичем Валерием Ивановичем

26 июня 2020 г. о проблеме отсутствия в русской политической культуре и жизни механизмов выдвижения во власть лучших из лучших, чаще всего в начальство идут и попадают не лучшие, а карьерные и корыстолюбивые

«Нам не надо предвидеть грядущего хода событий. Мы не знаем, когда и в каком порядке будет прекращена коммунистическая революция в России. Но мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей … власть должна находиться в руках качественных и сильных. Необходим качественный отбор. Право голоса должно принадлежать верным гражданам, а не предателям, не черни и не слепцам. Участие народа в государственном строительстве должно выражаться в отборе лучших. Необходимо не количественное, а качественное «народоправство». (Ильин И. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т., М.: МП «Рарог», 1992. – Т.1, 210 с., Т.2, 23 с.)

26 июня 2020 г. и 10 июля в разговоре с Олешкевичем В.И. мы затронули ряд общественных проблем, которые моему другу захотелось обсудить и сформулировать их научно и по-математически точно. Поставить их так, как раньше делали умудренные и опытные математики в конце своей жизни, когда собирали своих учеников и рассказывали им про крупные проблемы, которые они не смогли решить за всю свою жизнь, а посему завещали их решение ученикам.

Из нескольких сразу была сформулирована центральная общественная проблема современной России, да и, пожалуй, всего постсоветского мира, по-мнению Олешкевича В.И., ее еще К.Маркс поднимал как проблему формального чиновника. Краснов Ю.Э. добавил, что близко к этому и знаменитые рассуждения великого мыслителя про отчуждение как феномен капиталистического способа производства, когда большинство рабочих и служащих исполняют частичные операции и целостность ремесленного труда утрачена, смысложизненная целостность бытия также утрачивается, человек начинает жить как бы чужой, не своей жизнью – т.е. отчужденно.

Итак, проблема формального (или формальности) чиновника в том, что большинство людей во власти не просто не соответствуют ее высоким требованиям, но зачастую могут работать хуже среднестатистического гражданина или же профессионала данной сферы. Что за парадокс? Неужели тысячелетия человеческой истории не могут нам предложить дельных механизмов избрания или назначения чиновников. Однако, все похоже еще хуже, если применить к проблеме метод гуссерелевского «эпохе» (воздержания от суждений) и выразить то, что видит, знает каждый, но боится ясно сформулировать. Проблема ведь в чем – вокруг каждого из нас много хороших, достойных, честных, порядочных и умных людей, а среди начальников очень много средних профессионалов, простых исполнителей, зачастую карьеристов и просто недостойных людей. Как такое стало возможным? Почему у нас нет культуры, ну а главное самих механизмов выдвижения лучших из лучших во власть? Почему власть не востребует, не ищет, не проводит конкурсов, не отбирает всеми известными и возможными способами лучших из лучших и не расставляет их в чиновники. Зачастую на столь ответственную, по идее системообразующую должность, как например, заведующий кафедрой института повышения квалификации преподавателей вузов, удается с трудом найти хоть кого-то. Причем поиском могут заниматься сами сотрудники или даже методисты кафедры.

И здесь мы сталкиваемся с ужасной правдой жизни, нашей русской жизни. Как было раньше? Мы не будем говорить про это, но то, что сегодня у нас так, это знают все и в России, и в Беларуси, и на Украине. Во-многом, так было и в СССР, особенно позднем. Нормальные и в особенности самые лучшие люди не хотят идти во власть, туда идут середнячки, а часто и худшие! Во власти могут пребывать не только худшие, но они могут формировать сообщества, кланы, захватывая власть мертвой хваткой. Итак, смотрите – лучшие не хотят мараться, не хотят идти во власть. Худшие, придя во власть не хотят двигать лучших, они продвигают удобных для себя худших, ручных исполнителей, «прикорытников» (слэнг белорусской избирательной кампании 2020 г.). Получается, что система такой власти сама начинает воспроизводить себя – востребовать тупых исполнителей, не заинтересованных в творческом усовершенствовании окружающей нас жизни. По законам кибернетической обратной связи – худшие подбирают себе более худших. Качество власти и государственного управления ухудшается с каждой пятилеткой.

Такая власть, кстати, стихийно формирует феодальную, крепостную систему, навязывая среднему человеку чинопочитание, исполнительство и «жэсточайшую» дисциплину (Олешкевич В.И. – недавно мой хороший и весьма умный друг сказал так: «Московский университет живет в сущности по феодальному принципу»). Такая власть не заинтересована не только в наличии механизма выдвижения лучших из лучших во власть, она не хочет честных выборов, она легко идет на фальсификации, вбросы. Но работа такой власти не просто неэффективна, низкопродуктивна, безинициативна, зачастую неумна, главное даже в другом!

Среда худших и исполнительных, почувствовавших вкус власти, денежных потоков и безответственности неизбежно логически порождает еще худшее последствие – чиновник начинает работать на себя, а не на общество, у чиновника появляются чисто карьерные интересы, а потом и корыстные, он начинает использовать власть и зарабатывать на ней, он начинает мыслить себя центром, а государство и общество – сервисом, обслугой, питательной средой. По-видимому, культура служения, которая была в той или иной степени в дореволюционной России и СССР времен середины XX века была изничтожена временем постсоветского номенклатурного застоя и разгула демократии и хаоса 90-х гг. И все же почему так много во власти карьерного, а не служения, почему такой сильный слом произвели 90-е? Неужели все дело в них, или есть еще некая наша болезнь духа. Нужно вникнуть в глубины души русского народа, изобразить и понять эту нашу трагедию, и решать эту сущностную проблему, а не частные вопросы о выборах, кандидатах, партиях, депутатах и т.п.

В пределе в обществе и во власти начинает процветать коррупция. Закон кибернетической обратной связи и желания коррупционеров и «людей греха» выжить и преуспевать – толкает их к заражению все более и более широкие круги общества эгоистической коррупцией. Такое чиновничество борется и выживает с должностей, подставляет любого честного человека, пришедшего в их систему «круговой поруки». Коррупция резко снижает эффективность власти, бюджетных расходов, национальных проектов, обычные граждане беднеют и чувствуют себя бесправными и беспомощными. Выборы фальсифицируются, власть становится невозможно поменять законными способами.

Атмосфера в обществе сгущается и люди начинают бунтовать, легко подпадают под революционные идеи и движения, способные дестабилизировать и разрушить социум. В нашем русском православном обществе зачастую встречается помимо первой крайности «бунта бессмысленного и беспощадного» и другая крайность – смиряться и терпеть все, что творит неправедная власть, ибо «всякая власть от Бога». Это мироощущение приводит к тому, что чуть ли не любое желание активно влиять на жизнь, бытие, власть – считается не-смиренным поведением, сатанинской революционной гордостью (ну, например, даже само желание чтобы выборы президента страны были бы честные и без фальсификаций). Возникает коллапс, мотивационно-целевой паралич воли граждан и общества, всеобщее разлитое состояния безысходности, депрессивности, тоски, кухонной критики и разговоров на темы «все равно ничего изменить нельзя, да и вообще делать что-то бессмысленно». Итак, что же мы тут получаем в итоге. Внизу – масса хороших и достойных людей, не верящих что что-то можно изменить к лучшему, вверху масса хороших и плохих чиновников, которые всего-лишь исполнители и они тоже «ничего не решают», «ну вы же понимаете, от нас ничего не зависит». Не эту ли феноменологию, имеющую в ядре видимо все-таки нечто от христианского смирения, наши геополитические противники называют «рабской психологией русского человека»? Не эту ли феноменологию мы фиксируем в этом тексте? Не является ли это существенной особенностью нашей ментальности, которую мы должны правильно, не по западному понять и преобразовать в нужную нам активную творчески-преображающую жизненную позицию русского человека, учитывающего в своих делах однако не столько свои амбиции, цели, проекты, сколько интересы общества, людей, Божией воли. Нам нужен активный, целеустремленный, знающий свои интересы и цели развития страны русский человек, нравственный и умный, способный выбирать власть и быть избранным, влиять на власть и призывать ее к ответу, если она заигралась и перестала служить Божьему делу на земле. Такого целостного светско-научного, проектно-деятельностного, этически-ценностного, но и целевого, и одновременно про-православного мировоззрения мы на данный момент не имеем и в этом наша большая беда и недоработка наших философов, политиков и теологов, мыслителей и публицистов. Отсутствие такого мировоззрения, мироощущения, жизне-бытия у русских людей – является, с нашей точки зрения, одной из причин нашей проблемы власти, народовластия и управления властью, отсутствия механизмов выдвижения лучших из лучших во власть.

Итак, проблему «отсутствия в русской политической культуре и жизни механизмов выдвижения во власть лучших из лучших» надо:

  1. всеми силами наших душ и лучших умов по-разному описать, признать и поставить;
  2. «додумать до конца» (И.Ильин), продумать вдоль и поперек, «осознать» (термин психологии), сказать самим себе многократно про себя и публично – «друзья, мы с вами именно так живем и продолжаем жить; друзья товарищи мы так с вами живем потому, что поражены некоей болезнью духа, наша культура имеет патологию, мы должны признать это»;
  3. сказать себе: «так жить нельзя, с этим мириться нельзя, нужно что-то делать, нужно всем миром найти решение и найти его быстро, и уже завтра организовать всю нашу жизнь по-другому, нужно творчески выстроить работающие, дельные и эффективные механизмы выдвижения лучших из лучших людей во власть во всех сферах жизни», при это ясно понимая, что человек грешен и что Рай на земле не построить, но тем не менее, лучших, достойных, нравственных и умных мы должны искать, отыскивать, выбирать, выдвигать и продвигать во власть. А после этого смиренно подчиняться их правлению, их мудрости, их власти. Конечно жизнь сложнее и есть понятие «элиты», но принципиально все-таки идти от идеи «народовластия», «народоправства» как сказал бы великий И.Ильин.

Приглашаем всех неравнодушных людей присоединиться и высказать свои предложения. Есть ли проблема? Правильно ли она поставлена? Есть ли уже наработанные и неизвестные нам способы ее решения? Какие Вы видите способы наиболее эффективного ее решения?

Оставить комментарии свои можно ниже или на стр. в соц. сетях, где впервые было опубликовано это сообщение:

Одноклассники: https://ok.ru/krasnov.yuri/statuses/151876284238016

ВКонтакте: https://vk.com/krasnov.yuri?w=wall304139614_1755%2Fall

Фейсбук: https://www.facebook.com/krasnov.yuri/posts/710523899517092

 

4 июня 2020 о необходимости возрождения и развития разработок психологических школ Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина

4 июня 2020, поздно вечером, мне позвонил Олешкевич Валерий Иванович, мой друг по факультету психологии МГУ (1986-1991) с предложением обсудить тезис: «психологию надо поднимать, возрождать, глубокое наследие советской школы культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина – фактически забыто, не востребовано сегодня». Вот посмотри, ну каков сегодня статус психолога как аналитика общественных процессов – нулевой. Кто комментирует происходящие события – политологи, системные аналитики, им есть что сказать, к ним прислушиваются.

А вот что, например, может сказать психолог в связи с последствиями самоизоляции, когда люди по долгу живут дома, в квартирах, в одиночестве. Может ли современная психология предметно и точно прогнозировать такие вещи, кроме суждений медицинских психологов про то, что возрастут депрессии и навязчивые состояния и т.п. А ведь здесь могут быть и социально-культурные и глубокие психологические и даже экономические, возможно политические последствия, которые не столь очевидны.

Вот, например, сейчас дискутируется поправки к Конституции России, а ведь психолог школы Гальперина может и обязан говорить, предлагать рассматривать Конституцию как базовую ориентировку («ориентировочную основу деятельности») в жизни гражданина России. Из такого подхода можно совсем по иному ее дорабатывать. То, что сегодня не обращаются к психологам это понятно, им в общем-то и, нечего сказать. Я добавил, что вот в Беларуси идут выборы в Президенты и кандидат в кандидаты Бабарыко В.Д. резко противопоставил отношение к людям, чиновникам действующего президента Лукашенко А.Г. и свой предлагаемый подход, когда он должен набрать умных людей и не мешать им работать, когда надо руководителю уважительно и умно поддерживать подчиненных, как бы прямо-таки заставляя их поверить в свои силы, более того, он хотел бы распространить такой подход на всех граждан страны, говорит, что нам этого очень не хватает, мы чувствуем себя в угнетенном унылом, депрессивном состоянии, поэтому должна появиться надежда на лучшее будущее, каждый белорус может многое и просто обязан поверить в свои силы. Получается, что кандидат в президенты ясно осознает колоссальное значение правильного психологического отношения начальника к подчиненным и вообще любому гражданину – которое (отношение) есть фактор повышения в том числе и пресловутой производительности труда, не говоря уже об эффективности производства, да и жизни в целом.

Далее мы с Олешкевичем В.И. вспомнили знаменитую работу Выготского Л.С. «Психология искусства», в которой он предложил рассматривать любое произведение искусства как систему психотехник, которая изменяет человека, преображает его, помогает измениться через катарсис, осознание важных смысловых вещей. Современная психология как психотехника и должны создавать такие развивающие, фактически образовательные системы, но где они? Их не было и нет. Наследие Выготского забыто школой Леонтьева А.Н. и фактически не востребовано.

Обобщая, Олешкевичем В.И. был высказан тезис о необходимости возрождения и развития психологии, в особенности педагогической и социальной, на базе школы культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Компьютер, смартфон, планшет для жизни, профессии и творчества
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: