Краснова Т.И. Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. – 2018, № 3

Аннотация В статье обсуждается набирающая всю большую популярность среди родителей семейная форма обучения детей. В фокусе внимания вопросы о том, кто и почему ее выбирает; каковы ее краткосрочные и долгосрочные результаты; почему семейное обучение является альтернативой школьному и частному образованию; почему эксперты вписывают домашнее обучение в перечень мировых мейнстримов в образовании.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЧУДЕСНАЯ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Т.И. Краснова, ГУО «Республиканский институт высшей школы»

Аннотация. В статье обсуждается набирающая всю большую популярность среди родителей семейная форма обучения детей. В фокусе внимания вопросы о том, кто и почему ее выбирает; каковы ее краткосрочные и долгосрочные результаты; почему семейное обучение является альтернативой школьному и частному образованию; почему эксперты вписывают домашнее обучение в перечень мировых мейнстримов в образовании.

Annotation. The article is devoted to the discussion of the increasing popularity of homeschooling among parents. The main topics is focus on several questions: who and why choose homeschooling; what are its short-term and long-term results; why family education is an alternative to school and private education; why do experts add home schooling to the number of mainstreams in education.

Ключевые слова: семейное образование, хоумскулинг, дескулинг, социализация, академические достижения.

Перед тем, как уважаемый читатель начнет читать статью, хотелось бы задать ему несколько вопросов:

  • Школьные годы – это была счастливая пора в вашей жизни?
  • Если бы у Вас в детстве была возможность не ходить в школу, воспользовались ли Вы ею? А Ваши родители дали бы Вам такой шанс?
  • Хотели ли бы Вы, как родитель, сами участвовать в выборе окружения для своего ребенка, в котором он ежедневно пребывает на протяжении 5-7 часов в течении 11 лет?
  • Посильная ли задача для современной семьи самостоятельно заниматься образованием ребенка, не делегируя эту ответственность современной школе?

Хотелось бы оговорить и предупредить, что в зависимости от ответов на эти вопросы, у читателя будут разные установки и восприятие предлагаемого в статье содержания.

 Почему появился этот текст? Наш ребенок пошел в школу в 2000-м году. В это время в республике заканчивался период практического увлечения инновационными системами обучения, но в некоторых школах по инерции еще существовала система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Мы хотели, чтобы наш малыш учился в комфортных и продуктивных для него условиях развития, и поскольку в нашей семье считалось, что эта система была на порядок эффективнее и гуманнее, чем традиционная, то были предприняты все усилия, чтобы сынишка попал в класс «развивающего обучения». С того момента прошло почти двадцать лет и сегодня приходиться констатировать, что диапазон выбора системы обучения у белорусских семей принципиально не расширился, но появилась новая реальная и уникальная возможность – семейное образование. И это не просто шанс выбора способа обучения для своих любимых детей, это еще и серьезная возможность для размышлений об образе жизни семьи, ее ценностях и приоритетах. Собственно данная статья – это приглашение к обсуждению ситуации этого сложного мировоззренческого самоопределения, перед которым осознанно или неосознанно стоит каждая семья, в которой есть детки, готовящиеся идти в школу.

Как устроен текст? Про семейное образование сегодня в Интернете размещено огромное количество теоретических, практических, методических, критических, восхваляющих и т.п. материалов, и пересказывать их бессмысленно. Также как и не имеет смысла, как мне кажется, с помощью текста кого-то убеждать и агитировать к принятию семейного образования, или клеймить систему традиционного образования. На данный момент в качестве единственного осмысленного для себя формата текста, я вижу текст-навигатор, задача которого выстроить ландшафт узловых точек семейного образования. Поэтому текст далее будет выстроен в структуре условного гипертекста (будет много заголовков, рамочек, сносок и ссылок). Я приглашаю его читать нелинейно, а определять логику чтения по мере своих потребностей, исходя из предложенного поля вопросов:

  • Семейное, домашнее образование: что это такое?
  • Семейное образование как мировой мейнстрим: почему его сегодня выбирают родители?
  • Результативность семейного образования: насколько эффективно семейное образование с точки зрения академических достижений?
  • Выбор семейного образования: почему это не технический, а мировоззренческий вопрос?

 Семейное, домашнее образование: Что это такое?

 Термином домашнее или семейное(!) образование, обычно обозначают образование детей дома, в семье, как правило, силами родителей, хотя при этом не исключается привлечение и учителей, репетиторов, специалистов системы дополнительного образования детей и т.п.

 Миф («несемейников»[1]): «Домашники» – «затворники».

Так сложилось, что практика домашнего образования и само слово «домашнее» запустило процесс конструирования представления о том, что ребенок, получающий его, помещен в ограниченное пространство (дом) и соответственно существует в изолированном как физически, так и психологически пространстве, то есть общается исключительно со своей семьей. Иными словами, использование слова домашнее «спутало» основной смысл данной формы обучения. Поэтому эксперты в качестве более точного слова предлагают использовать определитель «семейное», в котором как раз и указывается его главный признак: родители определяют границы и горизонт образовательного пространства своего ребенка, а не простое местоположение (дом).

В мировом образовательном пространстве сегодня чаще используется простая англоязычная калька термина – хоумскулинг[2] – что позволяет, на наш взгляд, хотя бы внешним образом сфокусироваться на отличительных признаках данной формы обучения, а не подводить его под общее понятие.

Относительно аргументов, развенчивающих миф о том, что дети, находящиеся на семейном образовании, пребывают в социальной изоляции[3], отметим, что на сегодняшний момент существует достаточно большое их количество.

Результаты исследований: «…Среднестатистический хоумскулер регулярно вовлечён не менее чем в восемь занятий вне дома, включая спортивные секции, художественные студии, музыкальные школы, собрания скаутов, регулярные встречи с друзьями, работу, волонтёрскую деятельность, посещение церкви, экскурсии и участие в кооперативных программах для домашних учеников (Van Pelt, 2003)» [цит. по 1].

Возвращаясь к терминологии, отметим, что, несмотря на кажущуюся прозрачность термина «семейное образование», дискуссии относительно его содержания, тем не менее, продолжаются.

Мнение эксперта: «Четкого и точного определения что есть семейное образование или хоумскулинг… нет, но все, кто пытался дать этому термину определения, сходны в одном: это общий термин в литературе, описывающий феномен, в котором дети (всех возрастов) не посещают школу, обычно из-за убеждений их родителей[4] (выделение – ТК)» [2].

И еще важное различение между терминами: «обучение на дому» и «домашнее обучение»: первый фиксирует ситуацию, когда домашнее образование организуется для ребенка в силу медицинских показаний, а второй – при отсутствии таковых, а по причине и при наличии желания родителей[5].

Семейное образование как мировой мейнстрим: Почему его сегодня выбирают родители?

В настоящее время семейное образование является реальной альтернативой и государственным, и частным школам. Более того, эксперты относят развитие семейного образования к числу основных современных мейнстримов[6] в мировом (!) образовательном пространстве.

Если нужны цифры: «Наибольшее распространение домашнее образование («хоумскулинг») имеет в США (до 8% школьников) …В Соединенных Штатах… это едва ли не самая быстрорастущая форма обучения (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет) …В 2015 году в США насчитывалось около 2,3 миллионов детей школьного возраста, обучающихся дома» [2].

«15% россиян готовы не отдавать детей в школу и обучать всему их на дому, но решается на это только 1%. Это по данным фонда «Общественное мнение»» [3]. «По статистике Интернет-сайт «Статистика российского образования»… на сегодняшний день …около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании»… опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян» [4]. «В России на начало 2015-2016 учебного года общее количество учащихся в общеобразовательных учреждениях составило 14491800 учащихся, из них 8452 человека учатся в форме семейного образования, то есть около 0,058% из 100%» [2].

Информацию о том, сколько семей перешли на форму семейного обучения в Республике Беларусь (точнее обучение по индивидуальному плану, именно этот термин закреплен в Кодексе РБ об образовании) автору статьи на данный момент найти не удалось. Но на сайте (http://znaniya.by/opros) белорусских «семейников» запущен опрос, который, надеемся, в ближайшее время позволит получить конкретную информацию.

Так почему родители переводят детей на семейное образование?

Результаты исследований причин выбора семейного образования: Зарубежные родители: «Возможность привить ребёнку свою систему ценностей; лучшие академические показатели; возможность построения более близких и крепких отношений между родителями и детьми; желание дать ребёнку возможность контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне; возможность избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками; более щадящий режим, в котором можно организовать обучение (Krumbine, 2004)» [цит. по 1].

Семейное образование «стало решением для семей, которые вынуждены постоянно менять место жительства, влекущее за собой постоянные смены школ или для детей, которые профессионально занимаются спортом, искусством или другими видами деятельности и, конечно же, для семей, которые считают, что образование в школе стало слишком религиозным или — наоборот — в школе не уделяют внимание вопросам религии» [2]. «В исследовании Планти и др. (2009) установлено, что популярными причинами выбора родителями хоумскулинга являются желание включить моральное или религиозное образование в рамки академического обучения, проблемы школьной среды и неудовлетворенность учебной программой школы» [цит. по 2].

Российские родители: «Причины, связанные со здоровьем ребенка (5% из 100%); психологические причины: потеря мотивации к обучению у ребенка, сложности в обучении в школе (трудности в взаимодействии с одноклассниками, с учителями и администрацией школы) или укрепление внутрисемейных связей (38% из 100%); неудовлетворенность родителей школьным образованием (школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования) (52% из 100% ответивших) [2].

Таким образом, можно обобщить несколько групп причин: связанные с образом жизни и мировоззренческой позицией семьи; вызванные недоверием школе и учебной программе; обусловленные желанием укрепления внутрисемейных связей. Но все они строятся на одном базовом процессе: смещении фокуса всей ответственности и управления процессами обучения и воспитания с внешних институций на семью.

Любопытно, что одной из самых распространенных причин выбора родителями домашнего образования является желание избежать и уберечь своего ребенка от особой «социализации». О чем собственно здесь идет речь? Во-первых, о насильственной социализации: ни родитель, ни ребенок, попадая в класс, не могут влиять и выбирать окружении, в котором придется находиться 11 лет(!) каждодневно на протяжении многих часов. Во-вторых, об очень специфичной школьной социализации, основывающейся на трансляции и усвоении норм, которые во многих контекстах весьма проблематичны и вызывают резонные вопросы. И в-третьих, о том, что в школьной социализации ребенок может усваивать нормы, которые противоречат семейным ценностям. Логика достаточно простая и жесткая: влияние сверстников разрушает (уменьшает, вступает в противоречие и т.п.) влияние на ребенка, оказываемое его же родителями, и это влияние сосредоточено и по времени и по пространству в школе[7]. Как отмечают эксперты, одним из важных тезисов семейного образования является следующий: «увеличение семейного времени и сокращение времени, проведенного в государственной школе, могут помочь снизить силу влияния сверстников. Этот аргумент базируется на предположении, что механизмы, с помощью которых влияние сверстников заменяет влияние родителей, в основном институциональны, то есть считается, что институт государственной школы создает условия, при которых родительское влияние постепенно прекращается и заменяется влиянием сверстников» [2].

Миф («несемейников»): Семейное образование – десоциализирует ребенка.

«Вы хотите воспитать ребенка эгоистом, неприспособленным к жизни, ленивым, не умеющим строить свое взаимодействие с людьми человеком? Лишить его общения?» – типичная проблематизация скептиков семейного образования. А тезис, вынесенный в формулировку мифа, является самым распространенным, самым убийственным с их точки зрения, и самым затасканным и неинтересным, с позиции самих «семейников». В основании этого мифа лежит известная аксиома о том, что социальные навыки общения ребенок может получить преимущественно в школьном окружении сверстников.

А что действительно следует из определения понятия «социализации? «Социализация — двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе» [5]. В этом контексте можно сделать несколько предположений.

Если сводить социализацию к интенсивности общения, что чаще всего и имеется в виду в данном мифе, то здесь необходимо отметить, что в семейном образовании то, что традиционно называется дополнительным (кружки, секции и т.п.), практически становится основным, и насыщает жизнь ребенка общением, которое реализуется по его выбору в соответствии с интересами и увлечениями. То есть социализация насыщена и добровольна.

Если мыслить социализацию как выбор образовательной среды, а не просто погружение ребенка в наиближайшее окружение, то конечно перед родителями встает вопрос: с чем социализироваться, какие ценности и нормы они хотят, чтобы бы были усвоены их детьми? Вопрос более чем серьезный, и, наверное, не каждый взрослый семейный человек готов к практическому ответу на него. Наверное, не случайно достаточно часто причинами выбора семейного образования является стремление родителей воспитать детей в определенной религиозной традиции или их приверженность к особому образу жизни, самым распространенным примером последнего являются активные путешествия по миру. В этом случае речь идет о замене задаваемого извне типичного для большинства детей окружения, в формате институализированного института, образовательным пространством для социализации, создаваемым и конструируемым самими родителями. В этом плане у адептов семейного образования очень хорошо развита практика поддержки друг друга – реальной (например, выезды в семейные лагеря, конференции, мастер классы и т.п.) и виртуальной (многочисленные сайты, блоги, сетевые сообщества. вебинары и т.д.). Важным моментом является то, что в этом случае в круг общения включается разновозрастной состав участников, и большую долю в нем занимают взрослые люди, то есть носители норм зрелой личности, в отличие от диффузной идентичности сверстника. Очень просто и элегантно отвечают эксперты и лидеры сообществ семейников на вопрос о том, какие навыки социализации получат / не получат дети, находящиеся на семейном образовании: в школьном окружении у детей формируются навыки взаимодействия и общения с ровесниками в искусственно созданной группе, и не могут сформироваться умения коммуникации с людьми разных возрастных групп, в частности со взрослыми, а именно последнее более востребовано в реальной жизни (например, навыки решения конфликтов, навыки взаимодействия с государственными структурами, навыки компромиссного поведения и т.д.) [6].

Итак, если сводить социализацию к общению со сверстниками, то ее действительно, по некоторым оценкам, может становиться меньше в семейном образовании. Если возвращаться к вопросу о качестве социализации в школе и о том количестве практикуемых разных форм насилия, то тезис «пусть учатся правде жесткой жизни» хотелось бы вернуть взрослым в форме вопроса: хотелось бы им каждый день работать в напряженном социально-психологическом климате? В этом контексте, упомянем любопытный комментарии относительно ужасной перегруженности современных школьников. Дети обременены не столько учебным материалом (поскольку большинство на уроках просто присутствует), сколько далеко не всегда приятным и безобидным общением и ничего неделанием, скукой.

Допустим, что какая-то часть читателей сочтет все эти размышления банальными и несколько предвзятыми. Дополним их психологическими изысками, сославшись на результаты исследований. Как измерить успешность социализации ребенка? Вопрос прямой и грубый, но, тем не менее, он имеет ответ. Сегодня существует огромное количество исследований, прежде всего американских и канадских, поскольку именно в этих странах семейное образование наиболее активно практикуется, в которых по разным критериям осуществляется сравнение уровня и качества социализации детей, получивших семейное и школьное образовании. 

Результаты исследований [8]: Ближняя перспектива: у детей, обучающихся в семье «заметно меньше уровень проблем и отклонений в поведении, более устойчивая самооценка,… они без проблем включаются в дальнейший процесс образования» [4]. «Дети, учившиеся дома, … гораздо менее зависимы от группового влияния сверстников» [6].

Дальняя перспектива (что, возможно, более важно): дети, получившие в школьные годы образование в семье, более «успешны во взрослой жизни (среди них крайне редко встречаются безработные, люди, находящиеся на соцобеспечении)… в два раза больше процент счастливых и удовлетворенных жизнью людей», они «больше участвуют в общественной деятельности, голосовании на выборах, чаще посещают церковь и больше половины из них собирается обучать своих детей дома» [4]. «95% респондентов сообщили, что они счастливы, что получили именно семейное образование, 82% собирались выбрать семейное образование для своих детей (а 74% – те, у кого уже были дети соответствующего возраста – уже учили их дома» [6].

Если ссылаться и опираться на обобщения зарубежных исследований, то их мнение таково: семейное образование никаких проблем для социализации детей не порождает, другое дело что необходимость возникает в различении разных аспектов социализации: «в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости…» [6].

В этом контексте школьная социализация – это особый ее вид, со своими особенностями и нормативными приоритетами (подстраивание под общие правила, вторичность индивидуальных желаний, превалирование внешней оценки деятельности и сравнения ребенка с другими детьми и т.д.). Именно особый ее статус не позволяет сохранить такой важный баланс «между «сохранить себя» и «вписаться в общество» [7], с одной стороны, и навязывает определенные групповые нормы, которые могут быть прямо перпендикулярны нормам и ценностям конкретной семьи, с другой стороны. Будет ли ребенок ленивым и эгоистичным зависит от массы предлагаемых обстоятельств, а не от простого перемещения его из любящего семейного окружения в отстраненную и чужую школьную среду. Если бы качества доброты, трудолюбия так сильно зависели бы от пребывания в школьной среде, то, наверное, самые неэгоистичные и добрые были бы выпускники интернатов.

Результативность семейного образования: Насколько эффективно семейное образование с точки зрения академических достижений?

«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу» – это высказывания Джорджа Бернарда Шоу у многих семейников является любимым эпиграфом, которые они выбирают для своих статей.

Исследования результативности семейного образования есть, более того некоторые из них ошеломляюще масштабны. Их предметом выступают и академические достижения детей, а также и социальные и эмоциональные эффекты. В последнее время последние изучаются все чаще по сравнению с первыми. К сожалению, приходиться опять ссылаться на исследования американских и канадских коллег, и сетовать на то, что в настоящее время таковые отсутствуют и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь. 

Результаты исследований: «Одно из самых серьёзных исследований, посвящённых академической успеваемости хоумскулеров, было проведено в 1998 году под руководством ведущего статистика и эксперта по измерениям университета Мэриленд Лоуренса Раднера (Rudner, 1999). Исследование измеряло результаты теста базовых умений Айова (Iova Test of Basic Skills) 20 760 хоумскулеров из всех 50 штатов США. Раднер обнаружил, что медианные результаты теста показывают, что хоумскулеры сильно опережают своих ровесников из государственных и частных (!) школ» [цит. по 1].

«Недавнее независимое исследование, завершенное доктором Брайаном Рэем в 2009 году и охватившее 11739 «домашних учеников» из всех штатов США, показало: дети, обучающиеся дома по всей Америке, в среднем на 34–39 процентов превосходят своих сверстников-школьников по результатам тестов по всем основным предметам (Brian, 2009) [цит. по 6].

Парадоксально, но многочисленные исследования, проводимые научными учреждениями, экспертными комиссиями и общественными организациями, в том числе и независимыми, в разные годы позволяют достаточно аргументированно констатировать, что академические достижения детей, обучающихся в семье, превышают в среднем на 15-30% достижения детей, обучающихся в школе [4].

 Миф (семейников): Заберем из школы, и учеба станет в радость.

Мифы о семейном образовании есть не только у его скептиков, но и у начинающих семейников. Конечно, забирая ребенка из школы, родители надеются, что освобождается неограниченный резерв времени, который ребенок может потратить на то, чтобы поразмышлять о будущем, о своем предназначении, увлечениях и т.п. Однако как предупреждают опытные семейники, учеба в радость моментально не превращается, и многие проблемы не уходят. Остаются и проблема учебной мотивации, и проблема самостоятельности и т.п., но меняется ответственное лицо – им становятся любящий родитель, и радикально меняются условия обучения. И в них то и фишка. Даже если родители продолжают обучение ребенка по школьной программе, фокус их внимания сосредотачивается на работе с интересом и индивидуальностью ребенка, а не на выполнении учебной программы. Любопытно, что этот процесс требует снятия определенных школьных клише, которые сформированы как у родителя, так и у ребенка, если он уже имел опыт обучения в школе (то есть начинал как школьник, а потом перешел в статус обучающегося по семейной форме). В последнем случае наблюдается даже такой любопытный феномен, который именуется «расшколивание». Это снятие школьных привычек, которые проявляются в таком поведении как отсутствие навыков самоменеджмента даже в подростковом возрасте (неумение планировать свой день, распределять время на конкретные виды учебы и отдыха); неумение организовать себя при выполнении учебных заданий, в том числе нечувствительность к объему времени; формальное выполнение заданий (порождение отписок) и т.п. [8]. Напомним, что во всей классической психолого-педагогической литературе прописано, что навыки учебной деятельности должны быть сформированы в младшем школьном возрасте у обучающихся в школе, но это, похоже, остается недостижимым идеалом, что и подтверждает семейное обучение.

И еще на один важный факт обратим внимание, результаты исследований свидетельствуют о том, что на академическую успешность детей, обучающихся в семейной форме, не влияют уровни образования родителей и семейного достатка [4].

Разные формы семейного образования: Какое оно бывает?

 Несмотря на то, что выше было зафиксировано, что семейное образование является современным мировым мейнстримом, понятно, что оно никогда не будет массовым по многим причинам, начиная с тех, которые зафиксированы на уровне государственных документов. Так не во всех странах семейное образование разрешено, например, в Германии, в Швеции принято постановление в соответствие с которым «семейное образование противоречит конституции и ограничивает права детей», в Испании «есть решение верховного суда о том, что семейное образование лишает детей возможностей социализации» и т.д. [9]. И, заканчивая теми, которые касаются персональной истории семьи: далеко не для каждых родителей и каждого ребенка оно подходит [10].

Тем не менее, если использовать эту возможность, то надо обозначить какие виды семейного обучения сейчас практикуются.

Самой экзотической и вызывающей непонимание порой даже у самого ближайшего окружения семьи формой является «анскулинг»[9]. Это вид семейного обучения, в котором образовательный процесс основывается на интересе и выстраивается от интереса ребенка, при полной отсутствии регламентации в формате какой-либо учебной программы (ни школьной, ни составленной родителями). То есть это обучение без программы, а порой и даже без какой-либо формы аттестации. В анскулинге исходной и конечной точкой образовательного процесса является персональный интерес ребенка, внутренняя мотивация обучения, выбираемый темп и способ обучения. Можно сказать, что анскулинг – это практическая реализация теоретических изысков Руссо и всех педагогов, ратующих за свободное воспитание. Для системы анскулинга главное – это отсутствие какой-либо видимой системы обучения и воспитания, выстроенной или выстраиваемой. И тогда возникает вопрос, а чем отличается анскулинг от воспитания улицей? А тем, что это семейное обучение и воспитание инструментом (системой, если угодно) которого является особый образ жизни самой семьи, основывающийся на ценностях максимальной свободы самовыражения, исследования, передвижения [11]. Данный вид семейного образования, как правило, вызывает очень много критических высказываний. Специфичность анскулинга очевидна, возможно, именно поэтому данная форма обучения законодательно элиминирован в некоторых странах, о чем говорилось выше, тем не менее, анскулинг разрешен в Канаде, США. Конечно по сравнению с иными видами семейного обучения это наименее распространённая форма. Однако даже в России сегодня есть семьи, которые практикуют анскулинг, считая, что это и есть самая настоящая форма семейного образования [7]. В качестве позитивных сторон анскулинга отмечают отсутствие: проблем с мотивацией учения, поскольку дети обучаются тому, что им интересно; учебных стрессов, поскольку нет давления оценки, страха ошибки и боязни выглядеть дураком; семейных конфликтов, связанных с типичными ситуациями школьной жизни (выполнение домашних заданий, наличие дисциплинарных нарушений и т.п.). Свободный график, гармоничный темп, возможность выбора содержания учения и способов обучения – все это являет собой «практическое обучение без отрыва от жизни, то есть обучение в реальном мире, а не в специально созданном заведении и, как следствие, практические результаты от своей учебы» [7].

Другой формой является собственно «семейное образование» (отечественный термин, зарубежный аналог – хоумскулинг). Именно данный термин используется в российской практике, и именно он закреплен в законодательстве, и под ним имеется в виду обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей промежуточной и итоговой аттестаций (ОГЭ и ЕГЭ) [11].

В практике также встречается и промежуточная форма, эксперты называют ее «семейники». Она предполагает, что ребенок параллельно обучается и по индивидуальной программе выстраиваемой родителями по любой методике, и готовится к сдаче промежуточной и итоговой аттестациям по программе общеобразовательной школы [11].

На постсоветском пространстве в последние годы существовала очно-заочная форма получения среднего образования и экстернат, существовало также понятие «надомное обучение» для детей, которые по состоянию здоровья не могли посещать школу, сегодня к ним добавилось дистанционное и семейное обучение. Очно-заочное обучение предполагает, что ученик посещает часть предметом с классом, а часть самостоятельно, и это прописывается в индивидуальном плане, включая формы отчетности. Форма экстерната предполагает самостоятельное обучение и аттестацию в школе. Например, как отмечают эксперты, на эту форму на протяжении последних лет активно переходили учащиеся выпускных классов в Москве [12]. У наших соседей россиян на сегодняшний день[10] «согласно действующему российскому законодательству образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и вне данных организаций (в форме семейного образования и самообразования) (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)» [13][11].

Эксперты и ресурсы:

Российские эксперты – «Живые книги», которые надо просто увидеть:

Ирина Шамолина – Советник по вопросам развития домашнего образования протоиерея Димитрия Смирнова – Председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; член Совета Директоров Международной Конференции по Домашнему Образованию. Персональный блог: https://shamolina.ru/.

Игорь Чапковский – ведущий специалист семейного образования, один из первых (!) практиков семейного образования (обучал своих детей в 80-е гг.). Сайт: http://www.familyeducation.ru/Проект Игоря и Валентины Чапковских – «Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России».

Рекомендуем его выступление: «Семейное образование. Кризис классно-урочной системы»: https://www.youtube.com/watch?v=X5tQL-GIVqw

Павел Парфентьев – генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика. РФ», председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи». Персональный блог: http://parfentiev.ru/ob-avtore

Оксана Агеева – мама-практик семейного обучения и ведущая обучающих мастер классов. Группа ВКонтакте «Семейное обучение Агеевых»: https://vk.com/ourhomeedu.

Проводит очень душевные обучающие семинары с массой подробностей и деталей реальной практики семейного обучения: от вопросов как наладит быт до вопросов, какие интернет ресурсы использовать, и как организовывать учебный процесс в семье.

Рекомендуем ее выступления:

«Ужасы семейного обучения»: https://www.youtube.com/watch?v=KFs5uR60nwo

«Мифы и сомнения по поводу семейного (домашнего) образования»: https://www.youtube.com/watch?v=dJWa1oWLZr0:

Русскоязычные интернет-ресурсы:

  • Сайт «Центр домашнего обучения»: http://school4you.ru/ – Центр «Алгоритм» оказывает следующие виды услуг: организационно-правовая, методическая и психолого-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся различных форм обучения: очной, заочной, очно-заочной, семейной, самообразования; предлагает большой перечень интенсивных, дистанционных и индивидуальных программ обучения.
  • Сайт «Свобода в образовании»: http://freeedu.ru/ – площадка для просвещения и обмена опытом реализации домашнего обучения в России и во всем мире.
  • Сайт «Центр поддержки семейного образования»: https://www.hss.center/ – оказывает следующий ряд услуг: юридическая поддержка, в том числе и в оформлении документов в школу; он-лайн-доступ к ежегодной промежуточной аттестации, доступ к дистанционным тренажерам по каждой дисциплине для подготовки к аттестации; вебинары и лекции и т.п.

Этот далеко не полный, можно сказать крохотный, перечень ресурсов призван решить только одну задачу: продемонстрировать насколько волна семейного обучения на настоящий момент захлестнула русскоязычное пространство, насколько современные родители непосредственно «включились» в школьную ситуацию. Более того 18-19 мая 2018 впервые (!) в России (в Москве) состоится III Международная Конференция Семейного Образования (МКСО) (https://www.hss.center/mkso2018), организованная для «обмена мнениями и методиками между лидерами движения, практиками семейного образования, политиками, исследователями и родителями, обучающими детей в семье».[12]

Одна очень важная деталь организационно-технологического порядка, о которой необходимо сказать отдельно, поскольку она связана с возможностью практически любой семье использовать семейное обучение – это масштабное развитие электронных информационно-образовательных ресурсов и услуг. Цифровое образование – это не просто модный тренд, это уникальный ресурс, который многократно облегчает организацию семейного обучения. И это возможность сегодняшнего дня, которой не было еще вчера. Если даже в сфере высшего и дополнительного образования говорят о растущей конкуренции массовых открытых онлайн курсов и дистанционного образования очному обучению, то тем более для альтернативы школьному образованию, коим и является семейное, электронное образование – это и возможность и помощь и перспектива.[13] Это и ответ критикам семейного образования, которые считают, что родителю, организующего его, необходимо быть профессиональным педагогом-предметником [6]. Задача родителя – стать для ребенка навигатором в информационно-образовательном пространстве и менеджером его образовательных будней. Роль родителей в семейном образовании состоит не в том, чтобы заменить педагогов-предметников, а в том, чтобы научить детей учиться самостоятельно, в дальнейшем лишь помогая им организовать процесс учебы и справиться с конкретными трудностями, а также контролируя результаты их самостоятельной работы.

Теперь, перейдем, возможно, к самому интересному. Как развивается ситуация с семейным образованием в Республике Беларусь? На законодательном уровне на сегодня данная форма обучения не закреплена, однако в Кодексе об образовании есть понятие «обучение по индивидуальному плану» (ОПИП)[14]. И именно эту возможность могут использовать родители, желающие перевести ребенка на семейное обучение. Хотя на этом пути есть нюансы и затруднения, но на сегодня они разрешимы. В последние годы в Беларуси очень интенсивно формируется сообщество родителей, практикующие опыт семейного обучения, в котором уже накоплен арсенал средств преодоления трудностей, связанных с переходом на ОПИП. При чем, это реально активные родители, которые готовы поделиться накопленным опытом и развивать данное направление родительства, готовы ответить на стартовый вопрос, как организационно это сделать в реальном и в виртуальном пространстве.

Путеводитель для белорусского родителя:

«Живые книги»:

Вероника Михалко Рекомендуем:

— Статья: «Есть ли жизнь на Марсе?» или домашнее образование в Беларуси. ОПИП, или обучение по индивидуальному плану: http://mamamia.by/node/1971. В статье можно познакомиться с опытом оформления на домашнее обучение ребенка в белорусскую школу, в ней есть пример заявления, а также обсуждение конкретных деталей и трудностей из практики.

Доклад на конференции «Семейное образование», Минск, 27.09.2015: «Семейное образование как альтернатива школьному обучению»: https://www.youtube.com/watch?v=ZoyUPFcvtg8.

Татьяна Апет. Рекомендуем:

Выступление на TEDx Talks «Семейное образование: можно ли учиться без школы?»: https://www.youtube.com/watch?v=7ao1-351z4Y

Интернет ресурсы:

Выбор семейного образования: Почему это не технический, а мировоззренческий вопрос?

В последнем разделе этой масштабной проблематики вернемся к теме ответственности и выбора семейного образования в контексте образа жизни семьи. Кто сможет этим заняться и почему? По факту в основном семейное образование в России и Беларуси сегодня практикуют многодетные семьи, предприниматели и фрилансеры. Но это, что называется, «сухая» статистика. Что же касается существа вопроса выбора, то, как фиксируют эксперты, сегодня происходит серьезный тренд «закат «естественного» родительства и его переход в область сознательно планируемых стратегий (выделение ТК)» [16]. Выстраивание собственного родительского поведения – это итог размывания идеала семьи и разрушения традиций, следствие ряда обстоятельств: во-первых, автономности молодой семьи, минимизации общения с большой родительской семьей; во-вторых, доступности информации и экспертного мнения в Интернет среде, которое вызывает интерес и доверие и т.п. и используется для конструирования семейного образа жизни. С точки зрения исследователей «суть современной ситуации – не в том, что общественные запросы изменились, что изменились формы семьи и число детей, а в том, что они сегодня разнонаправлены и мозаичны (выделение ТК). Это источник основного социального требования – выстроить собственную осознанную позицию и быть готовым ее защищать» [16].

Мнение автора альтернативного образовательного проекта: «Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями — поликлиникой, детским садом, школой… Быть родителем — гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде (выделение ТК), мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу — что делать?» [17].

И в этом контексте выбора, семейное образование сегодня рассматривается не как некая экзотика, реализуемая родителями маргиналами, или образовательная практика для больных деток, а как реальная альтернатива школьному образованию. Оно вызывает интерес, о чем свидетельствует количество информации в интернете и рост сообществ родителей, практикующих данную форму образования. Эксперты фиксируют, что оно стало общественным явлением и сегодня можно говорить о сформированном запросе на методическую поддержку семейного образования, [18].

Очень важный момент состоит в том, что родители, практикующие семейное обучение, очень кооперативны: вскладчину арендуют помещение, нанимают репетиторов, оказывают консультационную и педагогическую поддержку друг другу, участвуют в интернет сообществах и т.п. В целом взаимопомощь присуща хоумскулерам разных стран. Более того в странах, где семейное обучение существует достаточно давно, работают специальные юридические органы и организации, оказывающие поддержку и помощь таким семьям (например, в США некоммерческая правозащитная организация «Home School Legal Defense Association»; в Шотландии существует благотворительная организация «Schoolhouse Home Education Association») [2]. Есть определенные продвижки и у наших соседей россиян: в 2017 году была зарегистрирована Ассоциация развития семейного образования (АРСО), целями которой является защита участников семейного образования и содействие их взаимодействию (сайт организации: http://arsorf.ru).

Подведем итоги и вернемся к названию статьи. В нем есть два важных слова: «ЧУДЕСНАЯ» – однокоренное от «чудо» и ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ – однокоренное от «метка», которые качественно характеризуют эту возможность выбора. «Неприметное поначалу движение за домашнее обучение за 40 лет своего существования превратилось в полноправную альтернативу как государственным, так и частным школам. Домашнее обучение – всё ещё не норма, оно не является и никогда не будет являться идеальным или доступным для всех семей» [1], оно требует огромной веры родителей в себя и своего ребенка. Но учитывая фактор многообразия современных родительских культур [16], можно достаточно аргументированно утверждать, что семейная форма обучения, при ее осознанном принятии, (а последнее требует анализа не только преференций, но и уязвимых моментов этой системы [19; 20]), может помочь хотя бы небольшой части наших детей вырасти счастливыми людьми.

 Список использованной литературы:

  1. Писарик, О. Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мейнстриму / О. Писарик. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://freeedu.ru/modx/domashnee-obrazovanie-v-ssha-i-kanade-ot-ekstrima-k-mejnstrimu
  2. Поливанова, К.Н. Семейное образование в России и за рубежом / К.Н. Поливанова, К.А. Любицкая // Современная зарубежная психология. – 2017. – Том 6. – № 2. – С. 72—80. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/86638/jmfp_2017_n_2_Polivanova_Lyubitskaya.pdf
  3. Домашнее образование набирает популярность. Что не так со школой? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://otr-online.ru/programmi/prav-da/domashnee-obrazovanie—59812.html
  4. Риммер, К. Семейно-домашнее образование: родители как учителя и воспитатели своих детей / К. Риммер [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/5272
  5. Ковалева, А.И. Энциклопедия гуманитарных наук / А.И. Ковалева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya.pdf
  6. Парфенов, П. Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату / П. Парфенов. – М., 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://semeynoe.com/magazine/obzory/bez-shkoli/
  7. Анскулинг: как учиться, не посещая школу [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/relationship/397-anskuling-kak-i-zachem-uchitsya-ne-poseshaya-shkolu/
  8. Шамолина И. Расшколивание во всей красе / И. Шамолина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://shamolina.ru/2017/02/12/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5/
  9. Иванова, Н. Семейное образование: разные страны – разные подходы / Н. Иванова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=1&a=34
  10. Михалко, В. Опросник в помощь родителям. «Нужно ли вашей семье домашнее образование детей» / В. Михалко. – Режим доступа: http://freeedu.ru/modx/o-domashnem-obuchenii http://freeedu.ru/modx/oprosnik-v-pomoshh-roditelyam-nuzhno-li-vashej-seme-domashnee-obrazovanie-detej
  11. Лукьянова, И. Анскулинг и хоумскулинг / И. Анскулинг // Фома. – 2016. – Февраль (154) №2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://foma.ru/anskuling-i-houmskuling.html
  12. Семейное образование и Закон об образовании в РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school4you.ru/semejnoe-obrazovanie-i-zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
  13. Касаткин, М.Н. Семейное образование как правовая форма получения образования в России и Великобритании / М.Н. Касаткин // Вестник Московского университета МВД России – 2015. – № 4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-kak-pravovaya-forma-polucheniya-obrazovaniya-v-rossii-i-velikobritanii
  14. Михалко, В. «Есть ли жизнь на Марсе?» или домашнее образование в Беларуси. ОПИП, или обучение по индивидуальному плану. / В. Михалко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mamamia.by/node/1971
  15. «1! сентября в школу не пойдешь!»: почему все больше детей переводят на семейное обучение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1prof.by/news/society/e3a36e0fc290b92.html
  16. Поливанова, К.Н. Современное родительство как предмет исследования / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование – 2015. –Том 7. – №2. – C. 1–11. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/12/19/1159916015/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
  17. Самсонова, С. Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное / С. Самсонова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newtonew.com/parenting/family-education-will-not-save-you
  18. Чапковский, И. Семейное образование стало общественным явлением / И. Чапковский. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=1&a=41
  19. Агеева, О. Мифы и сомнения по поводу семейного (домашнего обучения) / О. Агеева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dJWa1oWLZr0
  20. Зандман, Р. Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться / Р. Зандман [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://foma.ru/shkolnyiy-uchitel-pro-uchebu-doma-chto-nuzhno-znat-prezhde-chem-reshatsya.html

Сноски (в оригинале журнальной статьи — внизу каждой страницы):

[1] Словом «семейники» часто обозначают родителей, практикующих семейное образование, соответственно «несемейники» – это родители школьников.

[2] Homeschooling – хоумскулинг, home school – домашняя школа, home education – домашнее образование или (обучение дома) [1].

[3] Проблему социализации мы рассмотрим чуть ниже.

[4] Мировоззренческий аспект темы домашнего образования требует отдельного обсуждения, и на этом вопросе мы остановимся ниже.

[5] В Российской Федерации семейное обучение как форма обучения была легализована с принятием Закона об образовании 1992 года. В Республике Беларусь семейное образование как форма обучения в законодательных документах об образовании не закреплена.

[6] Подтверждения данного факта можно найти в отчетах и публикациях Национального Института Изучения Домашнего Образования (National Home Education Research Institute (NHERI)) США на сайте: https://www.nheri.org/.

[7] Существует небезосновательное мнение о том, что кризис подросткового возраста связан с перевесом влияния сверстников над семьей, что в свою очередь обусловлено многочасовым пребыванием ребенка в школьном сообществе. Доводя эту мысль до крайности можно сказать: не было бы школы – не было бы кризиса подросткового возраста.

[8] В статье приведен очень скромный список результатов, если читателя интересует данный вопрос, рекомендуем обратиться к следующим публикациям [1; 4; 6].

[9] Термин анскулинг в 1977 году впервые ввел в обращение Джон Холт в журнале «Растём без школы».

[10] В Законе «Об образовании», действовавшем ранее и утратившем силу «были предусмотрены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. Все они были названы как отдельные и самостоятельные формы обучения. Однако за все годы существования Закона об образовании и этих форм обучения федеральное положение было принято только по экстернату и семейному обучению, причем положение о семейном обучении утратило силу в 2004 году. Никак не регламентировалось самообразование» [12].

[11] Более детально с законодательной ситуацией, регулирующей семейное образование можно познакомиться в статье [12]

[12] Предыдущие конференции прошли в Берлине (2012 г.) и Рио-де-Жанейро (2016 г.).

[13] Обзор интернет-ресурсов, на которых можно найти практически все виды учебно-методических материалов (от видео решений учебных заданий по разным предметам (с разверткой процесса обсуждения) до всего инструментария для подготовки к ЕГЭ) представлен на мастер классе Оксаны Агеевой: «Восстановление собственного школьного образования, как уверенность родителей обучать своих детей»: https://www.youtube.com/watch?v=IsCgog09OAM

[14] Статьи, Кодекса об образовании, которые связаны с семейным обучением: ст. 3 п.7; 17; 31; 158; 160; 167 [14].

Опубликовано:

Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. – 2018, № 3. – С. 42-56

Библиографическое описание статьи:

Краснова Т.И. Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей / Т.И.Краснова // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал (издается в Республике Беларусь). – 2018, № 3. – С. 42-56.

Примечание:

По результатам голосования читателей журнала «Диалог» КРАСНОВА Татьяна Ивановна признана лучшим автором, а статья «Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей?» признана лучшей статьёй апреля 2018 года.

Наташа Пузыревич Администратор,  29 мая 2018 г.  ·

Дорогие друзья! Редколлегия журнала «Диалог» выражает БЛАГОДАРНОСТЬ доценту кафедры философии и методологии университетского образования РИВШ, кандидату психологических наук КРАСНОВОЙ Татьяне Ивановне за публикацию в журнале «Диалог» (2018. – № 3. – С.42-56) статьи «Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей?» в рубрике «Семья». По результатам голосования читателей журнала «Диалог» КРАСНОВА Татьяна Ивановна признана лучшим автором, а статья «Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей?» признана лучшей статьёй апреля 2018 года.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ!!

https://www.facebook.com/groups/598584790183645/permalink/2009753949066715/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Компьютер, смартфон, планшет для жизни, профессии и творчества
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: