Краснов Ю. Э.
Ведущий специалист по организации образовательного процесса учебно-методического отдела по работе со студентами Главного управления образовательной деятельности БГУ
Аннотация: рассмотрены возможности интернет-платформы онлайн-школ GetCourse для объединения семей в воспитательные сетевые общины. Проанализирован мировой кризис институтов социализации, в особенности сферы образования. Разрабатывается методология решения проблем воспитания и социализации детей через проектно-преображающую командную творческую самодеятельность добровольческого типа под руководством опытных наставников-фасилитаторов. Предлагается координация двух онлайн-школ: для родителей и их детей. Обосновывается необходимость формирования новой социальной группы и профессии – педагогов-антропопрактиков.
Мировой кризис образования – есть, он глубок и плохо понимаем. Реформ много, они почему-то или не удаются, или не приводят к улучшениям. В образовании все меняется и все в сущности остается неизменным. Это признак парадигмального кризиса. Сегодня мы переживаем переломный момент истории, когда правильнее говорить не о кризисе института семьи, а о возможности его разрушения и замены на суррогатные формы брака, родительства, деторождения. В условиях кризиса других традиционных институтов социализации молодежи (община, Церковь, профессиональные сообщества, образование) удар по семье может привести к катастрофическим последствиям для механизмов трансляции векового опыта человечества.
Сфера воспитания, фактически, уже не имеет сегодня какой-либо безусловной и общепринятой идеологической платформы в условиях господства релятивистской философии постмодернизма и краха мировых проектов либерализма, коммунизма, фашизма. Между тем новейшие вызовы и угрозы (в частности, феномен ИГИЛ) востребуют глубокую мировоззренческую духовную основу для построения воспитательной работы. В Союзном государстве на данный момент истории идейной основой воспитательной работы может быть только Православие и другие традиционные религии. Более того – поскольку и в России и Беларуси до сих пор сильны традиционная нравственность и мораль, семейные устои, традиции многодетности и неприятия «современных» тенденций, именно они должны стать сознательной основой идеологической, а точнее мировоззренческой, духовной, идейной базой Союзного государства. Нельзя забывать, что в последние годы именно Россия (в широком смысле слова, а точнее восточно-христианская цивилизация) для множества людей во всем мире с консервативными, религиозными, христианскими взглядами – стала защитницей, крепостью, оплотом этих ценностей. Итак, в условиях формирования новых вызовов и угроз институтам личности и семьи, демографической и шире национальной безопасности Союзного государства мы вынуждены признать, что старая новоевропейская модель образования не способна адекватно ответить на эти вызовы. Нам нужна новая психолого-педагогическая парадигма воспитания – на базе проектных методов, добровольчества, командной работы.
Кризис образования и других институтов социализации молодежи, снижение качества и престижа педагогической профессии и вузов, появление интернета и его «замусоривание» ставит также проблему наставников, воспитателей, учителей, качественных образовательных и воспитательных мероприятий, материалов, проектов. Актуальным становится концентрация всего лучшего в одном месте и его массовое тиражирование (возврат к идее «культуры»?). Массовые образовательные онлайн-курсы, инфобизнес, онлайн-школы, автовебинары, в таком случае, могут выступить технологической платформой решения проблем воспитания в условиях недостатка наставников, мирового кризиса иерархическо-бюрократических институтов социализации и прямого снижения гуманитарного и естественно-научного образования большинства населения со стороны «корпоратократии» (термин Д.Перкинса в книге «Исповедь экономического убийцы»), транснациональных корпораций, заинтересованных в формировании «общества потребления». В этой связи именно такие платформы онлайн-школ как Геткурс (GetCourse, https://getcourse.ru ) и могут стать средством нестандартного решения проблемы воспитания через объединение родителей и их детей в проектные воспитательные общины при посредничестве нового социального «креативного» класса – профессионалов-антропопрактиков.
Рассмотрим возможности уникальной образовательной платформы для создания онлайн-школ GetCourse. Она создана недавно – в России в 2014 г. «На июль 2018 года на платформе GetCourse работает 2400 онлайн-школ. Их охват можно оценить по количеству пользователей: за 2017 год в проектах на Геткурсе зарегистрировались 5,6 млн человек, а наши клиенты заработали 2,5 млрд рублей» (https://info-hit.ru/blog/getkurs-platforma-dlya-prodazhi-i-provedeniya-onlayn-kursov/ ). Все модули в GetCourse тесно связаны между собой. Вам больше не нужно импортировать данные в десятки сервисов и платить за каждый из них в отдельности. Это вебинары, продажи и CRM, прием платежей (Яндекс. Касса, Яндекс. Деньги, PayPal, Qiwi, и другие готовые интеграции), Email-рассылки, сайт и CMS, лендинги, шаблоны, блог, задачи и процессы (процессы могут все: автоворонка рассылок, автоматизация колл-центра, рекуррентные платежи), партнерская программа.
«За что я обожаю Getcourse в первую очередь — это единая база данных о пользователях, их действиях с любыми модулями платформы — сайт, рассылки, вебинары, тренинги, заказы, оплаты и т.д. Не надо ничего ни с чем интегрировать, все уже продумано за вас. Оправить рассылку или смс тем, кто посещал определенную страницу в период с 20 по 31 декабря? Легко. Отправить разные сообщения тем, кто зарегался на вебинар, но не пришел, посидел 15 минут и ушел, остался до самого конца? Проще не бывает! Дать задачу на прозвон тем, кто спустя 5 дней после начала обучения не выполнил ни одного задания? Раз плюнуть» (https://vk.com/gcwithme)
Аналитическая служба сервиса выдает три конверсии. Первая — из посетителей в регистрации — говорит о том, насколько лэндинг, куда вы пригнали трафик, соответствует ожиданиям пользователей. Вторая — из регистраций в заказы — говорит о том, насколько вы активно продаете вашим подписчикам и насколько заявленная вами цена соответствует обещаемой ценности. Третья — из заказов в оплаты — говорит о том, насколько хорошо вы (или ваш колцентр) работаете с поступившими заявками.
Рассмотрим в этой связи более подробно смысл мирового кризиса образования. Идея кризиса образования обсуждается вот уже 50 лет. В 1967 г. директор Международного института планирования образования Ф.Г. Кумбс сделал на конференции ЮНЕСКО доклад под названием «Всемирный кризис образования». По заказу отделения образования, науки и культуры ООН в 1970 г. появилась его монография «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [1]. Пахомов Н. Н. в широко известной своей статье «Кризис образования в контексте глобальных проблем» [2] говорит о том, что «столь же внезапно и столь же неотвратимо разразился кризис образования, проявляющий себя как одна из глобальных проблем современности» [2, 6-7]. Автор считает, что «кризис образования уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта» [2, 7]. Его составляющие:
- Кризис социализации;
- Разрыв между образованием и культурой;
- Год от года увеличивающееся отставание образования от науки.
«Сложившаяся в Европе школа учит знаниям, но не ценностям и нормам, а в лучшем случае – лишь приличиям. Духовность, искусство, самосовершенствование и мораль проникают в сферу образования в виде уродливых суррогатов учебных предметов: рисования, пения, физической культуры и т. д. <…> В создавшихся условиях, отличающихся небывалым еще измельчанием человеческого материала, движущей силой общественных процессов становится широкомасштабное манипулирование людьми. И, пожалуй, одна из немногих функций, с которой все еще справляется современная система образования, состоит именно в том, чтобы подготовить не субъектов‚ а объектов такого манипулирования, расчеловечить и обезличить молодое поколение. Вот здесь, в этом занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальных кризисов современности (выделено нами – Ю.К.). А предзаданность, предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования, представляющим собой лишь свое иное кризиса человека. <…> Итак, на наш взгляд, кризис цивилизации и кризис человека может быть разрешен только и исключительно на путях преобразования человеческой природы; на путях формирования (я не боюсь использовать дискредитировавшую себя формулировку) нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм. А для этого необходима радикальная перестройка исторически сложившейся системы образования как ядра системы социокультурного наследования» [2, 9-17].
Мировой кризис образования востребует смены сциентистско-школярской, познавательно-знаниевой, созерцательно-вербальной образовательной парадигмы. Воспитание – вторичная сфера деятельности в практике и теории современной педагогики и образования. Введение учебных предметов на темы духовности – тупиковый метод решения проблем воспитания, он не сработает. Образование будущего – это принципиально другое образование нежели мы имеем сегодня. Главное – это ценностно-проектно-деятельностное мировоззрение, проблемно-целевая организация содержания, самоопределение молодежи в социальной жизни, управление коллективной проектной мыследеятельностью обучающихся, помощь им в ценностном и нравственном выборе.
Воспитание нового типа может быть ключом к обучению нового типа. Именно воспитание может стать авангардом нового образования, его экспериментальной площадкой и испытательным полигоном. Глобальные проблемы человечества (финансово-спекулятивная экономика, кризис человека, экология, исчерпание ресурсов, вырубка лесов, нехватка воды, демография, терроризм, ядерное оружие и др.) и новейшие вызовы и угрозы (см. выше) востребуют с новой силой постановку и решение задачи духовно-нравственного воспитания. У нас же воспитание после «перестройки» стало далеко вторично, оно не имеет уже глубокой идейной основы, а обучение по-прежнему первично. Однако, мы считаем, что именно воспитание может стать ключом к новому обучению через принятие и внедрение в само парадигмальное ядро – идей добровольчества, проектности, командной работы с информацией и знаниями.
Новое воспитание – это не преподавание духовности или религий, а профессиональная методическая помощь в использовании духовного опыта человечества в анализе и решении насущных жизненных задач и проблем, стоящих перед каждым молодым человеком и человечеством в целом. Основными реально работающими методами нового воспитания могут стать западный «метод проектов» и советская методика «коллективных творческих дел», а важным философско-мировоззренческим основанием – идея «коллективного спасения», разрабатывавшаяся в 19-20 веках в русской религиозной философии.
Итак, с одной стороны, интернет-коммуникация должна быть направлена на взаимопомощь родителей друг другу в деле воспитания детей. С другой стороны, интернет-коммуникация будет полезным и возможно единственно правильным инструментом организации взаимного сотрудничества, дискуссии и диалога между детьми данных родителей. С третьей стороны, общение, сотрудничество, обмен опытом и навыками возможен в такой коммуникации и между родителями и детьми.
Ключевым условием реализации рассматриваемого проекта, мы считаем работу с детьми данной общины профессионала-антропопрактика, способного организовать всю рассматриваемую сложную коммуникацию (с целью выращивания и становления «детско-взрослой событийной общности» – по В.И.Слободчикову). Но, что наиболее важно –творческую альтруистическую проектно-преображающую самодеятельность детей и молодежи, направленную на их личностное развитие, духовный и мировоззренческий рост, прокачку «компетенций высшего уровня» (по Дж. Равену) и, конечно же, на концептуальное и далее практическое преображение социальной реальности по законам истины, добра, красоты и высшего блага.
Необходимым условием полноценного функционирования и развития данного проекта, с нашей точки зрения, является финансирование работы педагога-воспитателя каждой семьей общины. Единицей может стать община из 15-20 семей, социально-воспитательная активность которой модерируется одним опытным профессионалом-антропопрактиком, педагогом-воспитателем, менеджером-фасилитатором непрерывного потока воспитывающей проектной «творческой самодеятельности» (по С.Л.Рубинштейну) детей, молодежи, родителей. Такой общине под силу содержать одного воспитателя и координатора. С другой стороны, несколько сотен такого рода профессионалов могут сформировать новую социальную группу, своеобразный подлинно креативно-преображающий класс, способный сдвинуть социум, а главное преодолеть тупик и безысходный кризис большинства современных институтов социализации молодежи (образования, семьи, церкви, профессиональных сообществ, партий).
Новое воспитание (на православной основе) может выглядеть так – группа молодежи вводится педагогом в проблему, мысле-деятельностная (одновременно интеллектуальная и практическая) проработка которой оказывает на воспитанников сильное многоплановое нравственно-преображающее воздействие (аборты, смысл жизни, нравственность, духовность, зависимости, сожительство, целомудрие, семья, дети, родители, инвалиды, смерть, скоротечность времени и невозможность его покупки, здоровье, сон, питание, физкультура, отдых и др. личностные и глобально-общественные темы-проблемы).
После этого микро-группы (а не отдельные индивиды) молодежи самостоятельно ищут, изучают и делятся друг с другом дополнительными найденными важными знаниями и информацией по каждой такой теме-проблеме. В дополнение к этому группам молодежи дается задание по каждой теме-проблеме разработать и реализовать социально-педагогический проект, направленный на локальное воздействие на социальную реальность и просвещение сверстников, детей и даже взрослых. В заключении цикла нравственно-преображающей мысле-деятельности группы молодежи анализируют и делятся друг с другом и взрослыми лично обретенным новым опытом и знаниями. Более того, считаем крайне значимым и знаковым положением то, что выжимка, сухой остаток обретенного опыта одним поколением молодежи может и должен становится уже своеобразным «учебным материалом» для усвоения-обработки другим поколением молодежи.
Раскроем более подробно сверхзадачи рассматриваемого нами воспитания:
— реальное нравственно-преображающее воздействие на молодежь через их деятельные социально-педагогические проекты на принципах «творческой самодеятельности» С.Л.Рубинштейна;
— разработка вместе с молодежью, то есть при их самом непосредственном участии, учебного материала нового типа (с воспитательным потенциалом) – материалов-выжимок для следующего поколения молодежи (сухого остатка от проверенных на себе знаний, информации, компетенций, опыта);
— выстраивание воспитательных связей и механизмов как между поколениями молодежи, так и между молодежью и взрослыми (детско-взрослые сообщества по В.И.Слободчикову).
Разработка молодежью таких воспитывающих материалов и социально-педагогических проектов (в условиях их полного отсутствия) под руководством высокопрофессиональных педагогов-воспитателей нового типа может, а точнее должно стать ключевой задачей воспитательной работы в ближайший период. Выращивание таких педагогов – не менее значимая сверхзадача. На страну хватило бы, наверное, и несколько десятков или сотен специалистов, способных к лидерству и действию в ситуации неопределенности и творческих нестандартных решений. Как объединить их в особое элитное спецподразделение («педагогический спецназ») с достойной зарплатой и интересной работой – это предмет отдельной статьи.
Фактически мы ведем речь о родительско-детско-подростковом клубе с воспитательными целями. В идеале это должна быть своего рода община, озабоченная выживанием и воспитанием подрастающего поколения на нравственном мировоззренческом фундаменте Православия и в то же время ценностно-целевой проектно-деятельностной жизненной культуре. Мы не видим иного способа реализации вышеизложенных идей кроме как объединения родителей и семей в количестве 15-20 в такого рода общины для реального участия родителей в коллективном воспитании своих детей и содержании, оплате работы опытного профессионала-антропопрактика, педагога-воспитателя, менеджера-фасилитатора непрерывного потока воспитывающей творческой проектной самодеятельности для молодежи.
Такую педагогику можно назвать образовательной парадигмой «школы жизненной культуры и самоопределения личности» в противовес новоевропейской, когда школа мыслится как освоение, познание так называемых «основ наук» о «природе» – как реальности противостоящей нам как объект. Мы утверждаем, что сегодня более важны не «законы природы» (не «науки»), а их использование («инженерия», «техника», «технологии»), не социальная реальность «падшего человечества», а ценности, цели, планы, программы, проекты, преображающие реальность, не природа (биосфера), а жизнь личности и цивилизации (ноосфера). Если тезисно сформулировать нашу идею, то ее можно выразить следующими тезисами: а) от новоевропейской педагогической парадигмы через практику семейного образования к детско-взрослым разновозрастным со-бытийным общностям, общинно-родительскому воспитанию, координируемому профессионалом-антропопрактиком; б) деятельная защита жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы – ключ к построению воспитания молодежи и новой парадигмы обучения в ХХI веке.
С другой стороны, в условиях недостатка педагогических и психологических кадров высшей квалификации (духовность, нравственность, интеллект, предметные знания и над-предметные компетенции, педагогический и организаторский таланты) решение проблемы воспитания родителей и детей одновременно – видится в создании онлайн-школ особого типа. Во-первых, нужно дать массовую аудиторию таким высокопрофессиональным кадрам, объединив их в сообщества профессионалов-антропопрактиков. Во-вторых, для полноценного и наиболее быстрого становления данного сообщества и его эффективного развития нужно сделать услуги данных специалистов платными, но в разумных пределах, чтобы ими могли воспользоваться как можно больше людей. Сегодня это можно сделать только через инструмент массовых интернет-онлайн-школ. В-третьих, ядром работы таких онлайн-школ должны быть реальные общины семей, объединенные воспитанием детей с помощью профессионала-антропопрактика в том или ином регионе страны. Опыт реальной воспитательной работы бесценен и не может быть заменен «виртуальным» воспитанием. Однако, на базе такой работы и при ее грамотной демонстрации, нам представляется, что в воспитательные проекты детей (родителей) можно втягивать сверстников (родителей) и из других регионов. Тем не менее, будем реалистами, классической родительской онлайн-школы будет на первых порах вполне достаточно. В-четвертых, ценным может быть одновременная работа и втягивание в прорывные социальные и само-воспитательные проекты не только детей, но и их родителей, т.е. могут и, пожалуй, должны функционировать одновременно (!) две взаимодействующих в той или иной степени онлайн-школы: для родителей и для детей.
Литература
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ./ Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1970. – 260 с.
- Пахомов, Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н.Пахомов // Культура, образование, развитие индивида / Институт философии; Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М., 1990. – С. 6–19.
ОПУБЛИКОВАНО:
Краснов Ю.Э. Платформа онлайн-школ Getcourse как технология объединения семей в воспитательные сетевые общины под руководством профессионалов-антропопрактиков // Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – С. 160-164. Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf