Уважаемый потенциальный наставник, эксперт или работодатель!
Предлагаю Вам сотрудничество и соработничество!
Приглашаю Вас к участию в работах по формированию системной модели и практики комплексного духовно-нравственного воспитания современных подростков.
Целью разворачиваемой программы является создание подростково-молодежного клуба-общины «Вместе» (название рабочее, девиз «Вместе учимся, мыслим и действуем»), способного выполнить функцию некоего образца, готового к тиражированию в Республике Беларусь (в других странах).
Более подробное описание предлагаемого сотрудничества смотрите ниже. Сразу информирую, что мое приглашение вам обусловлено возможностью финансирования данной моей работы со стороны одной общественной организации Беларуси. Получив предложение о сотрудничестве в день Преображения Господня 19 августа 2020 г., предложив мой опыт организации выступлений в Минске, иных городах Беларуси православных ученых и специалистов, и выйдя в процессе разговора на поддержку моей давней идеи молодежного клуба, — я подумал, что приступлю к ее реализации независимо от всего. С ними или без них. Поэтому могу обещать гонорары за выступления перед молодежью (если проект пойдет с ними или будет иметь финансирование от кого-либо иного). Тем не менее, программа начинает разрабатываться независимо от финансирования. Более того, само получение финансирования не является самоцелью, т.к. я понимаю, что была бы достойная цель и проект, а поддерживающие люди и ресурсы найдутся. Более того, я буду ее разрабатывать и реализовывать вне зависимости от финансирования, добровольно и стараясь в полную силу «если даст Бог и будем живы».
- Концепция проекта — подростково-молодежного клуба-общины «Вместе» как конечной цели всей большой Программы работ
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, НУМЕРАЦИЯ ДАЛЕЕ СБИЛАСЬ, БЫСТРО ЕЕ ИСПРАВИТЬ НЕ УДАЕТСЯ!!!
Разработку модели и практики комплексного духовно-нравственного воспитания современных подростков предполагается осуществлять через методологию конфигурирования-сборки на базе некоего скелета-конфигуратора – конструктивных элементов-модулей (далее – конструктивы), каждый из которых будет отрабатываться отдельно (возможно даже на разных площадках). На данный момент мы видим следующие важнейшие конструктивы проекта (последовательность даем в порядке логической значимости, фактически это работа на формирование и развитие «компетенций высшего уровня» по Дж. Равену или в другой терминологии «ключевых компетенций»):
- Родительская община, объединяющая родителей подростков, входящих в клуб. Соответственно – родительская группа в соц. сети, в мессенджере Телеграмм.
- «Педагог-антропотехник» (один или несколько, в том числе волонтеры для определенных проектов), ведущий основную работу с подростками и координирующий все процессы и всю творческую воспитывающую жизненную активность группы.
- Экспертно-консультативный совет для управления и развития программы, проекта. Соответствующая группа в соц. сети и мессенджере Телеграмм «Подростки. Психотехника развития и воспитания. Проектирование клубной жизненной среды».
- Наставники («лекторы-эксперты»), постоянно проводящие беседы, иные мероприятия с подростками клуба.
- Темы духовно-нравственного воспитания и общего развития для подростков клуба (смысл жизни и профилактика суицида; зависимости и свобода; любовь, влюбленность, страсть; целомудрие души и девственность тела; брак и сожительство; семья, дети и многодетность; беременность и чудо жизни; аборт как убийство; духовность и религиозность; инвалидность; смерть и «памятование о ней»; скоротечность времени и невозможность его покупки; здоровье, сон, питание, физкультура, отдых; другие важные личностные темы-проблемы человека XXI века (требуют определения), а также народно-государственные и мировые наиболее актуальные темы-проблемы, такие как экология, коррупция, народовластие и др.).
- Группы в социальных сетях, мессенджере Телеграмм, которые, с одной стороны, отражают и управляют жизнью клуба, с другой стороны, втягивают и формируют вокруг клуба сеть виртуальных интернет-участников из других городов и даже стран. Видео встреч, бесед, лекций, дискуссий – записывают, обрабатывают сами подростки и выкладывают в группу.
- Проекты типовые и творческие для добровольческой командной реализации членами клуба: социальные, педагогические – для младших школьников, пенсионеров, интернет-соц. сетевые, «дела милосердия», экологические, на тему «экономика и предпринимательство» и т.п. и т.д.
- «Встречи с интересными людями». Необходимо в каждом городе формирование групп из таких взрослых людей, встречи и общение с которыми могут очень много давать молодежи, развивать их мировоззрение, воспитывать их прямо-таки «здесь и сейчас», чему-то сверхважному учить, наконец передавать им жизненный опыт старшего поколения, что в условиях разрыва поколений становится критически значимым.
- Дискуссии на определенные мировоззренческие темы по заранее отработанным темам, проблемам с тщательно продуманным сценарием и накоплением опыта.
- Тренинги групповые психологические: личностного роста, коммуникативные, командной работы, культуры целеполагания, предпринимательства, бизнеса и управления и т.п.
- Актерское мастерство, ролевые игры, театральные постановки.
- Интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?» и подобные.
- Курсы быстрого чтения, десятипальцевой слепой печати, тайм-менеджмента и личной эффективности и т.п.
- Продвинутый курс компьютерной грамотности для успешной жизни и профессиональной деятельности (ноутбук, смартфон, планшет).
- Краткие и более развернутые тематические видео для просмотра подростками и обсуждения с педагогом, психологом. Видео будут загружены в подростково-молодежную группу в соц. сетях;
- Подборка фильмов от родителей, экспертов, консультантов, из опыта работы – для просмотра и обсуждения подростками клуба.
- Походы, экскурсии и выездные лагеря – с целью формирования и развития жизни родительской и подростковой общинной жизни, воспитания, иных задач (например, военно-патриотического воспитания).
- Иные конструктивы….
Меньшая часть конструктивов может быть отработана на отдельных мероприятиях, встречах с группами подростков из разных школ, лицеев, колледжей и т.п. Это могут быть лекции-беседы, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение определенного фильма, дискуссия на определенную тему, реализация определенного типового проекта и т.д.
Большая часть конструктивов, разумеется, должна быть апробирована и проверена, отработана и отшлифована на примере одной, а желательно нескольких постоянно встречающихся и живущих некоторой жизнью группах подростков.
Статьи Краснова Ю.Э. с более детальным философско-методологическим и социально-культурно-историческим обоснованием программы и проекта:
Проект «Вместе». Сообщество семей как община, субъект воспитания детей посредством координирующей работы профессионала-антропопрактика.
(В рубрике будут размещаться материалы, разрабатывающие и обсуждающие с разных сторон концепцию создания детско-родительских общин, направленных на воспитание и всемерное развитие молодого поколения при посредничестве специалистов нового типа профессионалов-антропопрактиков, способных работать с детьми и родителями как с единым целым, причем как офлайн, так и онлайн).
https://krasnov-yuri.by/rubrika/pro-obrazovanie-i-vospitanie-nashih-detey/proekt-vmeste
—
—
- Суть моего к Вам лично предложения:
А) стать наставником для подростков и возможно также студентов младших курсов — офлайн (реально в Минске) или онлайн (виртуально через интернет) и / или консультантом программы и проекта;
Б) разработать и реализовать одну или несколько бесед, иных форм воспитательной работы с подростками;
В) сделать видео-фрагмент своего выступления, беседы, иной формы воспитательной работы с подростками на одну из указанных ниже тем; в случае желания, но отсутствия готового видео-фрагмента приехать в студию в г. Минске и записать короткое обращение к подросткам;
- Требования к видео-файлу:
— формат желательно «_.mp4»
— объем – 10-15, не более 20 мин.
— тематическое содержание – из предложенных ниже или иное с обоснованием важности для ЦА
— структура сути содержания – значимые для подростков, молодежи: научное знание / обобщенный опыт от вашей работы педагогом, психологом, священником с ЦА или со взрослыми / важный личный жизненный опыт / нечто иное, значимое для жизненного самоопределения ЦА;
— форма содержания – монолог или диалог с аудиторией.
- Как ваш видео-файл предполагается использовать?
— размещение на ютуб канал вышеупомянутой организации, тестирование перед молодежной аудиторией, определение приоритетных наставников для их работы в Минске и записи видео-выступлений;
— в последующем наиболее удачные ролики планируется размещать в интернет-группах для подростков и молодежи.
- Ближайшие возможные перспективы вашего участия в программе:
— выступление в Минске с беседами перед ЦА;
- Более отдаленные возможные перспективы вашего участия в программе и проекте:
— выступления в Минске, в иных городах Беларуси с беседами перед разной ЦА;
— выступления в Минске и работа с постоянными группами подростков;
— консультант программы, проекта (интернет-совещания; обсуждения в соц. сетях; онлайн-встречи в Минске).
- Что нужно сделать, с моей точки зрения, чтобы запустить программу и закрепиться на первом рубеже (задача минимум):
— отработать и поставить на поток приезд в Беларусь, в Минск каждого лектора-наставника из некоей группы в 5-10 чел. и их выступления перед подростковыми и студенческими аудиториями (что предполагает решение подзадач, связанных с видео, отбором наставников, поиском и определением аудиторий, организацией приездов и выступлений). Большинство наставников в силу естественных причин, скорее всего, будут проживать в Минске, в иных городах Беларуси.
- Чем Вы можете помочь программе, проекту?
— посоветовать потенциальных наставников или экспертов, или консультантов по отдельным вопросам данной программы, проекта;
— рекомендовать идеи, концепты, книги, статьи, видео, людей;
— предоставить бесплатно или за минимальную плату (или рекомендовать людей кто может) помещение для встреч подростково-молодежного клуба и/или консультативно-экспертного совета программы;
— предложить работу координатору программы и организатору проекта на ¼ или ½ или ¾ или целую ставку (с возможностью преподавания 2 дня в неделю).
— стать научным руководителем темы НИР (или посоветовать кого-либо из кандидатов или докторов наук) на один год или несколько лет для финансирования концептуальных разработок по программе, проекту; посодействовать в пробитии такого финансирования и стать ее исполнителем;
— помочь чем-либо, чтобы получить грантовое финансирование под программу, проект, с возможным исполнительством.
- Важные особенности реализации программы и проекта:
— начинаем, продолжаем и делаем их без финансирования, добровольно, «служа Богу, ближним и Отечеству». Если все будет получаться, далее переводим работу каждого из педагогов-антропотехников на самофинансирование, что есть – стратегическая цель и один из критериев успешности и эффективности программы и проекта. Получение благотворительной финансовой или ресурсной помощи, грантовой поддержки, финансирования через темы НИР – желательно, но не важно и некритично. Более того, может быть вредно на каких-то этапах, т.к. переключает внимание и силы на иные цели-средства, отвлекает от главного;
— в силу личных особенностей, темперамента, характера и специфики моих нынешних работ, отсутствия возможности уделять этой программе все свое время, отсутствия финансирования и на данный момент сообщества единомышленников – темп продвижения программы на первом этапе не будет быстрым, главное начать и идти вперед. По мере появления друзей, коллег и помощников – темп не может не возрасти.
- Ваши критические замечания, возражения или предложения по стратегии и тактике, разработке и реализации программы, проекта:
—
—
—
Если Вам затруднительно сейчас принять решение, однако сама программа работ кажется Вам интересной и значимой, приглашаю Вас оказывать помощь в форме комментариев и ответов на задаваемые мною вопросы в открытой группе в социальных сетях. Присоединяйтесь (ссылки на группы будут даны позже):
—
—
- Словарь понятий программы и проекта
Программа – комплекс работ, растянутый на несколько лет, с целью формирования в будущем системной концептуальной модели и практики комплексного духовно-нравственного воспитания современных подростков в Республике Беларусь, реализованной в строго определенной форме (см. далее «проект»). Название программы может быть такое: «Комплексное духовно-нравственное воспитание подростков через создание клубно-общинной жизненной среды на принципах добровольчества, проектности, командной работы».
Проект – модель и практика комплексного духовно-нравственного воспитания современных подростков, реализованная в форме подростково-молодежного клуба-общины «Вместе» (название рабочее, девиз «Вместе учимся, мыслим и действуем»), способного выполнить функцию некоего образца, готового к тиражированию не только в Республике Беларусь, но и других странах (идея и название проекта родились задолго до инициативы образования соответствующей партии в Беларуси в 2020 г.).
Целевая аудитория программы и проекта (далее ЦА) – подростки в двух подгруппах 12+(13-14) и (15-16)+17, а также желательно и возможно участие выпускников клуба и их участие как более старших товарищей. Разновозрастность – должна стать важнейшим принципом проектируемой воспитательной среды.
Родительская община – родители подростков, посещающих клуб «Вместе» и взявших дело воспитания своих детей не просто в свои руки, но решившие объединиться с другими родителями, семьями для более эффективной реализации дела воспитания. Данные родители, осознают, что наиболее разумным и результативным для этого было бы финансировать работу специального человека – «педагога-антропотехника», который бы в полную силу практически каждодневно мог бы заниматься досугом, развитием, воспитанием и даже обучением их любимых детей. Количество родителей, точнее семей в данной общине определяется оптимальным составом группы подростков для их коллективного воспитания. По-видимому, это примерно 15-20 семей.
Педагог-антропотехник – профессионал нового типа с широким гуманитарным образованием на базе методологии в духе социо-инженерного и психо-технического подхода и управления развитием человека как культурно-исторической духовно-нравственной личности. Такой специалист не изучает, не исследует, а формирует, точнее искуссно, искусственно управляет естественным развитием и становлением подростка, создает среду и стимулирует развитие, а не тупо «развивает», «формирует». Сама установка на управляемое и ускоряемое развитие нетипична для современной парадигмы гуманитарных наук (построенных по естественно-научному образцу) и заимствуется из СМД-методологии Московского методологического кружка и западных психотехник гуманистической психологии, психологии достижений и личной эффективности.
Реальная работа в клубе педагога-антропотехника будет во-многом работой мыследеятельности «организации, руководства и управления» по созданию сложной и развивающей проектно-коммуникативно-деятельностной среды жизни подростков. Этому практически нигде не учат и данную деятельность еще предстоит описать и реализовать. Далее, педагог-антропотехник, по факту будет уникальным специалистом (психолого-педагогический спецназ), способным работать с детьми и родителями как с единым целым — общиной, причем как офлайн, так и онлайн. Фактически зачастую роль такого педагога – это роль посредника, модератора, менеджера, организатора, фасилитатора. Также педагог-антропотехник, на данном этапе, должен будет взаимодействовать с наставниками, экспертами, консультантами, руководителями разных учреждений, чиновниками. Педагог-антропотехник, по-нашему мнению, должен быть «индивидуальным предпринимателем» или «самозанятым», поскольку в нашей схеме она обязан быть хотя бы частично на финансировании у родителей подростков.
Конструктивы – конструктивные элементы-модули, из которых будет собираться как из элементов конструктора модель и практика комплексного духовно-нравственного воспитания современных подростков. Нанизываться эти конструктивы будут на некий скелет-конфигуратор – базовую ядерную модель воспитания и развития современных подростков – через деятельную защиту жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы. Иными словами, воспитание и развитие через втягивание подростков в творческую созидательную проектную командную работу. Это и может стать, с нашей точки зрения, базовым процессом (в терминологии СМД-методологии) новой практики не только воспитания и развития, но и обучения подростков начала и середины XXI века. Каждый из конструктивов (они перечислены ниже) будет отрабатываться отдельно (возможно даже на разных площадках).
- Методология программы и проекта (= мировоззрение педагога-антропотехника = мировоззрение подростков, т.е. будущих взрослых — как долгосрочная цель программы). ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ.
Данное мировоззрение – не может и не должно быть просто научным, естественно-научным мировоззрением образца 17-19 веков (которому учат в школе и вузах). Этого недостаточно, чтобы выводить цивилизацию из рукотворного глобального кризиса. Необходимое мировоззрение только складывается и будет формироваться в социуме и культуре, на наш взгляд. Возникает острая необходимость в его формировании и у современных подростков через работу в разных проектах, активностях и мероприятиях. Опишем схематично, крупными мазками данное востребованное мировоззрение, которое мы называем так — экзистенциально-проектно-деятельностное (в основе — свобода нравственного выбора, потом проектирование и программирование будущего, и наконец, мыследеятельность по реализации в жизни “образа будущего”).
Во-первых, это (определенная сторона) православного, христианского мировосприятия и мироощущения, которая видит волевое и целе-деятельное начало в мире, а главное желает и утверждает необходимость смиренного соработничества воли человеческой и воли Божией, а также борьбу добра со злом (эти 2 измерения миробытия не видит вообще классическая наука).
Во-вторых, это не столько чисто познавательно-научный, сколько инженерный подход к миру, в том числе социально-инженерный и антропотехнический.
В-третьих, это мировоззрение Московского методологического кружка системо-мыследеятельностной методологии (50-90-е гг. ХХ века) с ее различением разных типов мыследеятельности: научной, инженерной, проектной, программной, орг-управленческой и других, — только совокупность которых позволяет выстроить эффективную работу по “строительству будущего”.
В четверных, это идеи священника и доктора технических наук из Волгограда Александра Половинкина о необходимости «проектирования благотворных (не злотворных) систем на научной и духовно-нравственной (христианской) основе» методами «соборного творческого делания», «работы по ключевым вопросам в малых творческих группах», «созерцательного творчества» (на базе молитвенного вопрошания и состояния).
В-пятых, идеи, принципы и подходы западной психотехники и психологии целеполагания, успеха и достижений, проектности и командной работы, личной эффективности и тайм-менеджмента.
Контактная информация для сотрудничества и соработничества:
Краснов Юрий Эдуардович, тел. +375 29 112 67 05 (г. Минск),
Viber, WhatsApp,
E-mail: [email protected]
Если Вам затруднительно сейчас принять решение, однако сама программа работ кажется Вам интересной и значимой, приглашаю Вас оказывать помощь в форме комментариев, сообщений и ответов на вопросы в группе в социальных сетях. Присоединяйтесь через аккаунты: