Всестороннее обоснование принципа общины как эпицентра воспитательной работы русских православных людей, семей, родителей, предпринимателей и государства в целом (2001-2019 гг.)

Всестороннее обоснование принципа общины как эпицентра воспитательной работы русских православных людей, семей, родителей, предпринимателей и государства в целом (по материалам автора 2001-2019 гг.). Роль православного мировоззрения и новейших сетевых технологий онлайн-школ в объединении семей в воспитательные разновозрастные общины при посредничестве профессионалов-антропопрактиков.

Тезисы доклада для участия в
Международной молодежной научно-практической конференции
«Молодежь и нравственность», Полоцк, 3-4 июня 2019 г.

УДК  37.018.1

Роль православного мировоззрения и новейших сетевых технологий онлайн-школ в объединении семей в воспитательные разновозрастные общины при посредничестве профессионалов-антропопрактиков

 Ю.Э. Краснов,

Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация. В статье дается анализ мирового кризиса институтов народовластия, а также социализации, в особенности сферы образования; разрабатывается методология решения проблем воспитания и социализации детей через проектно-преображающую командную творческую самодеятельность добровольческого типа под руководством опытных наставников-фасилитаторов; рассматриваются возможности интернет-платформ онлайн-школ для объединения семей, родителей в воспитательные сетевые общины; обосновывается необходимость формирования новой профессии и социальной группы – педагогов-антропопрактиков.

Ключевые слова: православное мировоззрение; традиционные и семейные ценности; ценностно-целевая проектно-деятельностная культура; общинность, соборность и командная работа; общинное и семейное воспитание; педагог-антропопрактик.

Постановка проблемы – стало очень тяжело, сложно отстаивать суверенитет наций, более того, считается, что большинство народов и государств потеряли самостоятельность и независимость. Если проблема не будет решена стратегически, то вероятность революционного захвата власти «корпоратократией» (термин Д.Перкинса в книге «Исповедь экономического убийцы» — синтез элитарных групп, банкиров, транснациональных корпораций и спецслужб) в Беларуси, России (на Украине это уже произошло) будет постоянно нарастать. Смена власти по этой модели, как показал распад СССР, украинские майданы, «арабские весны» — это нечто ужасное и катастрофическое, это потеря народами капиталов нажитых несколькими поколениями их предков (собственности, финансов, инфраструктуры, народонаселения). В 21 веке в условиях глобализации и гибридных войн все это стало реальностью!

Три ключевых причины нерешенности до сих пор проблемы:

  1. Деградация человеческого в человеке. Общество потребления формирует потребителя, транснациональным корпорациям и корпоратократии ненужны самостоятельно думающие образованные личности. С каждым годом уменьшается количество широкообразованных государственно мыслящих порядочных людей;
  2. Деградация и разрушение систем государственного обучения и воспитания (особенно на западе) вместе с кризисом семьи также усиливает 1 причинный фактор;
  3. Западный идол и хваленый идеал – многопартийная парламентская демократия — не обеспечивает реального народовластия. И на западе, и в «новых демократиях» правят закулисные группы «корпоратократии». Демократия – «великая ложь нашего времени» (К.Победоносцев), не обеспечивает «выдвижения лучших людей во власть» (И.Ильин), скорее наоборот! Классические партии чаще всего выражают волю тех или иных финансово-промышленных элитных группировок или интересы власти или зарубежных центров силы. Однако, большинство людей до сих пор не верят в то, что ими манипулируют, они верят в демократию, в процедуры общенародного голосования, в свободу слова и критики.

В результате – «плохиши» (отрицательный персонаж сказки Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», мальчиш, продавшийся буржуинам за варенье) быстрыми темпами объединяются ради выживания, заработка, защиты «нажитого непосильным трудом», создают партии, выдвигают своих людей во власть, берут власть демократически или революционно; по закону кольца обратной связи количество «плохишей» постоянно увеличивается в корпоратократии, в массе населения, во власти; власть «плохишей» привела к мировому кризису финансово-спекулятивного капитализма, обнищанию населения планеты, борьбе за власть между группировками «плохишей» — жизнь становится все злее, подлее, беднее и т.п. (для примера — акции «желтых жилетов» Франции); развитие социальной инженерии и манипулятивных технологий в условиях общества потребления, глобализации интернета и СМИ делает легкой и возможной «оранжево-майданные» «народные» сетевые революции – не в интересах их делающих народов.

Результирующая главная причина нерешенности проблемы гарантированного суверенитета народов в условиях глобализации и гибридных сетевых войн – подлинная элита народов – ядро из порядочных и честных, нравственных и умных людей не объединены горизонтальными связями. «Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более люди добрые должны объединяться для того чтобы творить добро» (выдержка из дневника Л.Н. Толстого). Даже в Православной Церкви прихожане одного храма как правило не только не знакомы друг с другом, но и нет механизмов их знакомства и сотрудничества в благих делах. В терминах традиционной социологии это называется «несформированностью гражданского общества». Но сформированные прозападные НКО, фонды, общественные организации как правило работают на продвижение спорных проектов и ценностей, типа «демократии», «прав человека», «ювеналки», «гендера», «борьбы с семейным насилием», борьбы за «право делать аборт» и т.п. Сила западной цивилизации в наличии двухконтурной модели управления – выборная власть и закрытые элитарные клубы («глубинное государство»). Сила византийско-российско-советской цивилизации в мощном союзе государства и Церкви. Однако, наличие одного, как правило, государственного, контура управления – это недостаток, который надо исправлять. Ясно также, что современный русский человек весьма свободолюбив, разнообразен, не любит быть в стаде, толпе и т.п., однако сейчас уже понятно, что при его мнимом коллективизме и соборности нашей общей слабостью является некоторая неорганизованность, недисциплинированность, а главное неумение быстро вступать в союзы, создавать проектные команды, «артели», общины. Между тем как пророчески заметил русский православный гений ХХ века И.Ильин: «Ибо русские люди поймут и продумают окончательно то, что начали понимать уже и в наши дни: а именно, что один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море; и что два таких человека, сговорившихся в крепком и верном, жизненно-смертном единомыслии — образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может все и для него нет невозможного» [1, 30].

В 2001 г. в период, когда все было в развале и будущее неопределенно нами был написан текст «Творческие деятельные православные патриотические Общины как стратегия нашего Спасения и Победы». В отредактированном виде текст был опубликован в 2006 г. в сборнике тиражом в 65 экз. [2], дополнен тезисами и утверждениями новой статьи [3]. Основная мысль тех статей — о переходе от институционально-бюрократических форм к сетевым и самоорганизующимся, творческим и деятельным, разновозрастным и семейным образовательным общинам, о том, может ли организационный капитал деятельных самообучающихся православных общин противостоять финансовому капиталу бизнес-спецслужбистских транснациональных групп. Позволим себе дать выжимку из этих статей и изложить новый подход и целеполагание.

Уже тогда нами понималась огромная роль, которую могут сыграть члены такого рода общин в «разработке опережающей практики светско-религиозного образования и выращивания нравственной интеллектуальной элиты страны». Однако, только в 2017 г. нами было сформулировано положение о необходимости фигуры посредника и воспитателя – профессионала-антропопрактика. В то же время, когда произошла первая «оранжевая революция» (2004 г.) мы акцент сделали на осознание вызова глобализации, когда «национальные элиты перекупаются, война становится неклассической и сетевой». Предельно четко в самом названии статьи был сформулирован, на наш взгляд, прорывной тезис — «может ли организационный капитал деятельных самообучающихся православных общин противостоять финансовому капиталу бизнес-спецслужбистских транснациональных групп?» [3]. «В условиях глобализации и мировой гражданской сетевой войны практически единственной стратегией защиты нашего общества, культуры, государства от поражения является складывание иерархически-сетевых и самоорганизующихся, творческих, деятельных и самообучающихся, разновозрастных православных общин и …. переход в контрнаступление на всех направлениях невидимого фронта» [3, с. 169-170]. В современном обществе жизненно важным становится наличие некоторого остова-скелета, состоящего из многочисленной прослойки людей, желающих защитить свой родной уклад и культуру и объединенных не бюрократическим и не партийным, а неформально-дружественным, т.е. сетевым способом.

Дополним изложенное новыми мыслями.

Ложное решение поставленной в начале статьи проблемы. Наша традиционная ошибка в условиях жизни на переходе от старого мира порядка, устойчивости и защищающего патерналистского государства к новому миру хаоса, неустойчивости и глобализации – распыление энергии, сил, ресурсов, незнание и непонимание того, где точка фокуса, системообразующая основа, «рычаг, который перевернет мир». Это проявляется в:

  1. Привычке действовать в одиночку, т.к. в основе мировоззрения лежит парадигмальная установка на то, что в обществе есть те, кто думают за нас — государство и церковь, которые иногда могут неправильно действовать, ошибаться и им надо просто (в одиночку) подсказать что делать, какие проекты разрабатывать, а какие не поддерживать;
  2. Искренней вере и предположении, что в государстве и церкви есть не просто «заботливо-мыслящие мужи», а целые стратегические группы – штабы, в составе которых серьезные бородатые и обязательно нравственно-ориентированные дядечки и статные тетеньки все свое время, в рамках должностных обязанностей, непрерывно думают о нашем благополучии и долговременных проектах, программах, направленных на благополучие и улучшение нашей с вами жизни;
  3. Наивной иллюзорной вере, что надо просто объяснить чиновникам, ученым, просто специалистам как надо и почему не надо делать то или другое. Для этого надо писать тезисы, статьи, книги, подписывать резолюции научных конференций и гражданские петиции. Многие молодые и немолодые, но глупые люди, предполагают, что их публикации в газетах, журналах, монографиях будут кем-то читаться, изучаться некими аналитическими штабами для принятия взвешенных и правильных государственных решений;
  4. В постоянном совершении главной методологической духовной ошибки, которую не делали первые христиане, а мы делаем! Мы стремимся изменить жизнь вокруг нас через совет другим людям что делать и как жить. Мы постоянно выносим себя за скобки этого мира и превращаем себя в «ничто», в фигуру «абсолютного наблюдателя», задачей которого является ударить в набат, собрать подписи под петицией и направить ее главе государства или в правительство или в МВД и далее по списку. Эта установка – следствие как раз-таки новоевропейского образования и классической научной картины мира. Далее, мы зачастую, думая про прогресс, развитие забываем про человека, считая, что это просто приложится. А эта установка – следствие идей западно-европейских просветителей и всего западного проекта модерна, инициированного (по С.Е.Кургиняну) консервативным и либеральным крыльями масонских лож Европы. Они предполагали, что если природа человека скверна и плоха, то ее уже не изменить, но надо создать такие условия для такого человека – законодательные прежде всего, поставить его в такие обстоятельства – через науку, прогресс и социальные реформы, что вся его плохость как бы и элиминируется, аннигилируется, исчезнет, вынесется за скобки, более того будет направлена к добру, благу, прогрессу. Итак, сегодня после двух мировых войн, после того, что натворило ИГИЛ, мы не можем считать, что можно сделать мир лучше и не обязательно при этом человеку меняться.

Между тем, в последние годы произошли серьезные изменения. Вот как их фиксируют профессиональные аналитики. Известный православный богослов А.И.Осипов считает, что на нашу восточно-христианскую цивилизацию идет мощнейшая волна, связанная с обмирщением западных церквей, экуменизмом, когда из христианства изымаются все духовные догматические положения и все идет к устраивающей всех единой религии «единого бога» (антихриста). Осипов А.И. не первый кто указывает, что западный постмодернистский и постхристианский человек уже не ищет истину, ценным является только свобода мнения и вообще «культ свободы». Кургинян С.Е. на заседании зиновьевского клуба весной 2019 говорит, что наши элиты недопонимают того, что уже некуда входить, на западе реально наступил постмодерн, большие нарративы разрушены, желания строить лучшее и более справедливое благодатное общество нет, мотивация искать истину остыла. Ведущий российский специалист в области закрытых политик западных элит Фурсов А.И. говорит про силу сетевых структур (во всю показавших себя в период «арабской весны» и украинского госпереворота 2014 г.), про то, что немецкие спецслужбы реформируют себя, чтобы противостоять им, что сегодня зачастую фактически война идет между сетевыми структурами за контроль над государственными, что фактически победу над государством и иерархическими структурами одерживают полузакрытые и сетевые организации. В апреле 2019 г. в интервью глава китайской компании «Alibaba»  Джек Ма, высказал мысль, что «ложны и неэффективны как коллективизм, так и индивидуализм, нужно учить командной работе, вот эффективная методология».

Итак, в условиях глобализации и высокой скорости взаимодействия между людьми, находящимися в разных местах, сила любых сообществ возрастает в разы. Вспомним также силу и эффективность раннехристианских общин и средневековых братств на западной Украине и в особенности в западной Беларуси, отстоявших малыми силами свою веру, а в первые века даже одержавшими победу над большинством агрессивных язычников. Когда на нас надвигается волна хаоса, разлагающегося постмодерна и финансово-спекулятивного капитализма, антихристианства наконец, по-видимому, решение приходит из синергетики.

Предлагаемое решение проблемы народовластия, разобщенности «мальчишей-кибальчишей», невозможности ими гарантированно защитить государство (все что накоплено и создано поколениями предков) и обеспечить спокойное будущее своих детей:

  1. Сконцентрировать все силы, ресурсы, действия, капиталы для решения задачи формирования разветвленной системы «аттракторов», точек кристаллизации, точек сборки мини-образцов посткапиталистического цивилизационного уклада на христианской и ценностно-целевой проектно-деятельностной основе, когда в основу развития полагается преображение человека и формирование сильных жизнеспособных сообществ.
  2. В качестве аттракторов должны выступить творческие деятельные общины (желательно с православным ядром), нацеленные прежде всего на решение задачи воспитания и образования своих детей;
  3. Формировать эти общины должны не внешние люди, а сами члены этих общин, как ни парадоксально это звучит, то есть здесь русский православный человек реально практически должен преодолеть новоевропейскую онтологическую схему разделения субъекта и объекта, сделать объектом преобразования самого себя, свой образ жизни, свои привычки, свою семью, воспитание своих детей, уклад своего народа.
  4. Главным инструментом повышения обороноспособности нашей цивилизации, должно стать объединение самых сознательных людей страны в общины и всемерная работа на ее (общину) укрепление, а главное – реализация дел воспитания и обучения не абстрактного нового поколения молодежи, а своих любимых детей и детей друзей по общине. Фактически это означает возврат на новом уровне понимания к чисто христианскому подходу к социальным изменения – только через внутреннее изменение и преображение человека. Однако, ключевой мыслью для нас является парадоксальное положение, что жизнь общиной должна быть в определённом смысле выгодна человеку – не только в плане воспитания своих детей, но и в плане обмена ресурсами, совместного ведения бизнеса, снижения издержек при ведении домашних хозяйств за счёт кооперации, приобретения товаров оптом или в складчину, обмена вещами и т.п. Именно поэтому такого рода жизненный уклад может быть назван христианским общинно-артельным социализмом, с возможно коллективной формой собственности на средства производства, когда не прибыль цель производства, а благо общины. Повторим еще раз, главным делом такого рода общин, на наш взгляд, в современных условиях должно стать воспитание и обучение, всемерное развитие своих детей, их гуманитарная и даже шире социально-культурно-историческое и религиозно-духовно-нравственное образование.
  5. Вся активность членов общины должна направляться прежде всего вовнутрь общины и это важнейшее положение. Далее, русскому православному человеку, наконец-то нужно научиться объединять усилия, делая их мощным командным деланием. Ведь если один человек свою активность и силы рассеивает, ничего не добивается, он легко впадает в уныние и опускает руки. Поэтому в правильно устроенной общине, ее члены укрепляют друг друга и получают взаимную поддержку, их мотивация, энергия, воодушевление не остывают как это случилось в советском коммунизме, поскольку результаты своих трудов члены общины видят уже сегодня, завтра, а дети, благодаря усилиям общины, становится всё лучше и лучше, а ведь для большинства людей благополучие их детей – главная мотивирующая цель и даже смысл жизни для многих и многих женщин. В силу важности данного положения приведем несколько метафор и аналогий для излагаемого подхода, когда единичные индивидуумы (семьи) объединяются в общину. Веник сломать нельзя, но если его разобрать на прутики, то каждый из них легко ломается. Лучи солнца даже не обжигают, но сфокусированные линзой легко прожигают дырки в препятствиях. Пламя одной свечи не столь ярко и тепло, но объединённые свечи в пучок — это целый костёр бушующего пламени. В диалектическом материализме известен принцип перехода количественных изменений в новое качество. Принцип перехода количества в качество можно дополнить принципом синергии, когда сильные стороны членов общины усиливают друг друга, а слабые нивелируются.
  6. Остается только продумать и реализовать синергетический механизм объединения разных общин сетевым образом, продумать механизмы выдвижения лучших членов общин во власть, в государственные иерархические бюрократические машины, которые еще обладают большим ресурсом влияния на окружающую нас жизнь. Именно сотни и тысячи ТДМПО, объединенных сетевым образом в некое сообщество способны удержать страну от хаоса и взять власть назад, если что. Именно это сообщество должно накапливать потенциал, ресурсы, кадры, энергию, проекты, концепции, идеи. Достаточно, чтобы 3-5 % от населения страны, наиболее интеллектуально развитые и нравственные ее граждане были объединены в такого рода сообщество. Большинство людей являются ведомыми, копируют повторяют то что делает элита. Структура такого рода сообщества должна быть сетевой, а поэтому трудно подавляемой. Люди, познавшие свою силу в простых соборных творческих делах, объединившись между собой легко могут не только защищать свою цивилизацию, уклад, историю, культуру и ценности, распространяя свое влияние на все более и более широкие концентрические круги, но и переходить в контрнаступление – деструктурируя, «деконструируя», разваливая и изничтожая в свою очередь деструктивные инициативы, проекты, организации, сетевые структуры наших геополитических «партнеров».

В дополнение к этому кратко изложим суть предлагаемого решения семейно-общинного воспитания при посредничестве профессионалов-антропопрактиков, впервые публично изложенного в интернет-публикации за апрель 2017 и далее в материалах научной конференции этого года [4]. Фактически мы ведем речь о родительско-детско-подростковом клубе с воспитательными целями. В идеале это должна быть своего рода община, озабоченная выживанием и воспитанием подрастающего поколения на нравственном мировоззренческом фундаменте Православия и в то же время ценностно-целевой проектно-деятельностной жизненной культуре. Мы не видим иного способа реализации вышеизложенных идей кроме как объединения родителей и семей в количестве 15-20 в такого рода общины для реального участия родителей в коллективном воспитании своих детей и содержании, оплате работы опытного профессионала-антропопрактика, педагога-воспитателя, менеджера-фасилитатора непрерывного потока воспитывающей творческой проектной самодеятельности для молодежи.

Такую педагогику можно назвать образовательной парадигмой «школы жизненной культуры и самоопределения личности» в противовес новоевропейской, когда школа мыслится как освоение, познание так называемых «основ наук» о «природе» – как реальности противостоящей нам как объект. Мы утверждаем, что сегодня более важны не «законы природы» (не «науки»), а их использование («инженерия», «техника», «технологии»), не социальная реальность «падшего человечества», а ценности, цели, планы, программы, проекты, преображающие реальность, не природа (биосфера), а жизнь личности и цивилизации (ноосфера). Если тезисно сформулировать нашу идею, то ее можно выразить следующими тезисами: а) от новоевропейской педагогической парадигмы через практику семейного образования к детско-взрослым разновозрастным со-бытийным общностям, общинно-родительскому воспитанию, координируемому профессионалом-антропопрактиком; б) деятельная защита жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы – ключ к построению воспитания молодежи и новой парадигмы обучения в ХХI веке.

С другой стороны, в условиях недостатка педагогических и психологических кадров высшей квалификации (духовность, нравственность, интеллект, предметные знания и над-предметные компетенции, педагогический и организаторский таланты) решение проблемы воспитания родителей и детей одновременно – видится в создании онлайн-школ особого типа. Во-первых, нужно дать массовую аудиторию таким высокопрофессиональным кадрам, объединив их в сообщества профессионалов-антропопрактиков. Во-вторых, для полноценного и наиболее быстрого становления данного сообщества и его эффективного развития нужно сделать услуги данных специалистов платными, но в разумных пределах, чтобы ими могли воспользоваться как можно больше людей. Сегодня это можно сделать только через инструмент массовых интернет-онлайн-школ. В-третьих, ядром работы таких онлайн-школ должны быть реальные общины семей, объединенные воспитанием детей с помощью профессионала-антропопрактика в том или ином регионе страны. Опыт реальной воспитательной работы бесценен и не может быть заменен «виртуальным» воспитанием. Однако, на базе такой работы и при ее грамотной демонстрации, нам представляется, что в воспитательные проекты детей (родителей) можно втягивать сверстников (родителей) и из других регионов. Тем не менее, будем реалистами, классической родительской онлайн-школы будет на первых порах вполне достаточно. В-четвертых, ценным может быть одновременная работа и втягивание в прорывные социальные и само-воспитательные проекты не только детей, но и их родителей, т.е. могут и, пожалуй, должны функционировать одновременно (!) две взаимодействующих в той или иной степени онлайн-школы: для родителей и для детей.

Список литературы:

  1. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Печатается по изданию, осуществленному в Германии в 1937 году. — Новосибирск: Изд-во «Русский архив» при «Народном доме России» НО ВФК, 1991. — 32 с.
  2. Краснов Ю.Э. К разработке опережающей практики светско-религиозного образования и выращивания нравственной интеллектуальной элиты страны: от институционально-бюрократических форм к сетевым и самоорганизующимся, творческим и деятельным, разновозрастным и семейным образовательным общинам // Свято-Михайловские Чтения «Православие и современность». 10-20 ноября 2005 г. Доклады и тезисы. В трех частях. Часть I. – Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2006. – С. 65-75.
  3. Краснов, Ю.Э. Вызов глобализации: национальные элиты перекупаются, война становится неклассической и сетевой — может ли организационный капитал деятельных самообучающихся православных общин противостоять финансовому капиталу бизнес-спецслужбистских транснациональных групп? // Свято-Михайловские Чтения «Православие и современность». 10-20 ноября 2005 г. Доклады и тезисы. В трех частях. Часть III. – Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2006. – С. 169-187.
  4. Краснов Ю.Э. Деятельная защита жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы – ключ к построению воспитания молодежи и новой парадигмы обучения в ХХI веке // Экономика, христианство и социальные институты: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 28–29 января 2017 г. / Редкол.: К. И. Голубев [и др.]. – Минск: OIKONOMOS: Издательство Минской духовной академии, 2017. – С. 64-65.
  5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1970. – 260 с.
  6. Пахомов, Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н.Пахомов // Культура, образование, развитие индивида / Институт философии; Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М., 1990. – С. 6–19.

 * * *

THE ROLE OF THE ORTHODOX WORLDVIEW AND THE LATEST NETWORKING TECHNOLOGIES AND ONLINE SCHOOLS IN THE UNITING OF FAMILIES IN THE EDUCATIONAL UNEVEN-AGE COMMUNITY WITH THE MEDIATION OF PROFESSIONALS-ANTHROPOPRACTICE

Yu. E. Krasnov, e-mail:

Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus

Abstract. The article analyzes the global crisis of the institutions of democracy, as well as socialization, especially in the sphere of education; develops a methodology for solving the problems of education and socialization of children through the project-transforming team creative activity of the volunteer type under the guidance of experienced mentors-facilitators; considers the possibilities of Internet platforms of online schools to unite families, parents in educational network communities; substantiates the need for the formation of a new profession and social group – teachers-anthropopractics.

Keywords: orthodox worldview; traditional and family values; a value-oriented project and activity culture; communalism, collegiality and teamwork; community and family education; teacher-anthropopractice.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Компьютер, смартфон, планшет для жизни, профессии и творчества
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: